Страницы истории

Год Пикассо: 50 лет со дня кончины великого художника

Ах, Пикассо! Для одних он был гениальным художником и интригующей личностью. Для других — чудовищным бабником и жестоким отцом. Для большинства же Пабло Пикассо, в первую очередь, создатель потрясающих произведений и предмет бурных споров. Так или иначе, этот человек оставил неизгладимый след в истории искусства. Он создавал свои шедевры с отчаянной смелостью, рождая новые художественные течения и оказывая огромное влияние на всю мировую культуру. История не знает более влиятельного, плодовитого и скандального художника, чем Пабло Пикассо.

Последние 25 лет жизни Пикассо провел на Французской Ривьере. Это место очаровывало и вдохновляло мастера. На Лазурном берегу Пикассо создал некоторые из своих самых известных произведений. Он скончался 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года в Мужене, всего в шестидесяти километрах от Монако.

В нынешнем году 50-летие со дня смерти Пикассо будет отмечено сорока ретроспективными выставками в восьми странах мира. Мероприятия организуются совместно правительствами Франции и Испании. Одна из выставок разместится в княжеском Дворце Монако.

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, когда вырастешь» — Пикассо

Пикассо родился в 1881 году на юге Испании. По словам матери, Марии Пикассо, первым его словом было «piz» — сокращение от испанского «lápiz», «карандаш». Отец мальчика Хосе Руис был учителем рисования и художником-натуралистом, специализирующимся на реалистичных изображениях птиц. Хосе начал обучать сына рисованию и масляной технике, когда тому было семь лет. Однажды 13-летний Пикассо закрасил незаконченный набросок голубя настолько идеально, что Хосе Руис сразу понял, что мастерство сына уже превзошло его собственное.

«В детстве мама мне говорила: «Если станешь солдатом, то будешь генералом. Если станешь монахом, ты будешь Папой». Вместо этого я выбрал путь художника и стал Пикассо», — писал позже Пабло.

«Голубой период» в творчестве Пикассо

В 1900 году молодой художник отправился в Париж, где делил крохотную квартирку с журналистом и поэтом Максом Жакобом, обучавшим его французскому языку. Теснота заставляла друзей работать по очереди: Макс спал ночью, а Пабло — днем, посвящая ночное время работе. Этот период в жизни художника был отмечен крайней нищетой, холодом и отчаянием. Большая часть его работ по необходимости была отправлена в печку, обогревавшую маленькую каморку… Это время в творчестве Пикассо носит название «голубой период». Мрачные картины в оттенках синего и бирюзового изображают обездоленных матерей с детьми, проституток и бедняков.

«Вдохновение существует, но оно должно застать вас за работой» — Пикассо

«Голубой период» Пикассо во многом совпал с самоубийством его друга, художника и поэта Карлоса Касагемаса. Начиная с 1901 года, Пикассо создал несколько посмертных портретов Карлоса, кульминацией которых стала аллегорическая «Жизнь». Написанная в период полной нищеты, картина была продана французскому арт-дилеру в течение всего месяца.

Год спустя Пикассо вступил в свой «розовый период», знаменуемый более яркими оранжевыми и розовыми тонами. Арлекин в трико с ромбами, возникший в творчестве Пикассо в «розовый период», впоследствии стал визитной карточкой художника.

Создатель кубизма и коллажа

Пабло Пикассо и Жорж Брак считаются основателями кубизма — авангардного движения, которое произвело настоящую революцию в европейской живописи, вдохновив схожие направления в музыке, литературе и архитектуре. Кубизм разбивает и снова собирает свои объекты в абстрактных формах. Картина Пикассо 1907 года «Авиньонские девицы», которую его постоянный соперник Анри Матисс посчитал насмешкой над собой, считается первой протокубистской работой.

Пикассо и Брак также первыми начали практиковать в своих картинах технику коллажа. Именно им принадлежит изобретение этого термина от французского coller, «клеить». Стоит ли говорить о том, что этот метод поистине произвел революцию в современном искусстве? Работа Пикассо «Натюрморт с плетеным стулом» (1912) считается первым образцом коллажа.

Любовь к балерине

С 1916 года Пикассо создает декорации и костюмы для нескольких постановок труппы «Русских Балетов Дягилева» и во время работы над спектаклем «Парад» знакомится с балериной Ольгой Хохловой. По случаю их помолвки Пикассо пишет портрет Ольги в кресле. Пара поженилась в 1918 году, а в 1921-м у них родился сын Пабло.

Спустя несколько лет Пикассо закрутил роман с 17-летней моделью Марией-Терезой Вальтер. Новость о беременности девушки буквально опустошила его жену и послужила причиной их расставания. Поскольку Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовало французское законодательство, супруги оставались в законном браке вплоть до смерти Ольги от рака в 1955 году.

«Герника»

Пикассо не служил в вооруженных силах ни одной страны ни во время Первой и Второй мировых войн, ни в годы гражданской войны в Испании. Свой протест художник выражал посредством искусства. Одна из самых известных его работ — «Герника», мощное черно-белое полотно, посвященное немецкой бомбардировке маленького испанского города в апреле 1937 года. Масштабное (3,5 × 7,7 метра) полотно было написано потрясенным художником буквально за несколько недель и вскоре предстало перед посетителями Всемирной выставки в Париже, а позже отправилось в турне по всему миру, собирая средства против войны в Испании.

В период оккупации Франции гитлеровскими войсками Пикассо оставался в Париже. Поскольку стиль художника отнюдь не соответствовал нацистскому идеалу искусства, он не выставлялся и часто подвергался преследованиям со стороны гестапо. Вот как описывает обыск в квартире Пикассо книга «Военные истории». Увидев на столе репродукцию «Герники», офицер гестапо спросил: «Это вы сделали?» «Нет, — ответил художник. — Это сделали вы».

«Герника» до сих пор считается одной из самых трогательных и мощных антивоенных картин в истории. Художнику удалось передать бессмысленность и жестокость войны, те мучения и предсмертный ужас, который испытывают все живые существа на полотне — люди, лошадь, бык и птицы…

Переезд на Французскую Ривьеру

После войны Пикассо отправился в путешествие на юг Франции, которое навсегда изменило его жизнь. Он был сразу же очарован и вдохновлен местным светом и красками. В 1946 году художник провел на Ривьере несколько месяцев, живя и работая в замке Гримальди в Антибе (сейчас в этом здании находится музей его имени). В то время Пикассо работал с палитрой из всего лишь двенадцати цветов, используя только те краски, которые продавались в местном хозяйственном магазине для покраски рыбацких лодок. Уезжая из Антиба, Пикассо подарил городу 23 картины и 44 рисунка, в том числе «Радость жизни», отсылающую к знаменитой работе «Счастье жизни» еще одного жителя Ривьеры, Анри Матисса.

Пикассо и Матисс встретились в 1905 году в Париже. Их весьма продуктивное творческое соперничество продолжалось полвека вплоть до смерти Матисса в Ницце в 1954 году. «Только один человек имеет право критиковать меня, — говорил Матисс, — это Пикассо». После смерти своего давнего визави Пикассо написал: «В конце концов остается только Матисс».

«Смысл жизни в том, чтобы найти свой дар. Цель жизни — поделиться им» — Пикассо

В 1948 году Пикассо переехал в Валлорис, где открыл для себя керамику. Здесь в мастерской Фурна было создано порядка четырех тысяч его творений. Здесь же художник познакомился со своей второй женой Жаклин Рок, работавшей в мастерской Мадура. Пара поженилась в 1961 году и оставалась вместе до самой смерти Пикассо. За время их совместной жизни мастер написал более 400 портретов супруги. Биографы описывают этот период его творчества как «эпоху Жаклин».

«Мир бессмыслен, так почему я должен рисовать картины, которые имеют смысл?» — Пикассо

В Валлорисе Пикассо расписал свод местной часовни, назвав свою работу «Война и Мир». Финальной версии предшествовало создание порядка трехсот подготовительных чертежей. Сложная форма помещения потребовала установки множества деревянных панелей на специально спроектированную конструкцию.

На стене, посвященной войне, изображены катафалк, запряженный лошадьми, мешок с человеческими черепами, тени, пламя, окровавленный нож и оскверненная книга. Все эти предметы передают ощущение угрожающей напряженности. На противоположной стене олицетворение мира: мать, кормящая грудью ребенка, музыканты, солнечные лучи, яркие плоды на дереве, крылатый конь, тянущий за собой борону, танцующие женщины. Стена «Мира» расписана успокаивающими голубыми и зелеными красками, которые резко контрастируют со стеной напротив.

Возможно, на создание «Войны и Мира» Пикассо вдохновили знаменитые наскальные рисунки пещеры Ласко, которая в год его переезда в Валлорис стала доступна для посещений. «В этой часовне не очень светло, — говорил Пикассо, — так пусть здесь и дальше не будет освещения, чтобы посетители ходили вдоль стен со свечами, как в доисторических пещерах. Пусть они открывают для себя эти фигуры по мере движения света от рисунка к рисунку».

В 1959 году часовня в Валлорисе стала Национальным музеем Пикассо, и сегодня работу великого художника может увидеть каждый.

«Я хотел бы жить как бедняк с кучей денег» — Пикассо

Пикассо был одним из первых художников в истории, разбогатевших еще при жизни. Он приобрел недвижимость по всему югу Франции. Пребывание на Французской Ривьере пробудило в художнике новую энергию. Для его поздних произведений характерны большая смелость, красочность и выразительность. С 1968 по 1971 год он непрерывно создавал картины и гравюры на меди.

В своем преклонном возрасте Пикассо заводил романы с женщинами на 45 лет моложе его самого. Многие из его картин, рисунков тушью и гравюр того времени изображают фигуру старика или Минотавра в качестве любовника красивой молодой женщины. Эти работы были отвергнуты искусствоведами того времени как порнографические фантазии пожилого человека. Однако после кончины автора обнаружилась большая связь между этими работами и основами неоэкспрессионизма.

Пикассо, создавший около 13,5 тысяч картин, остается одним из самых плодовитых художников в истории. Он оставил в своем имении более 45 000 непроданных работ, включая картины, скульптуры, керамику, рисунки, этюдники, гравюры и гобелены. Сегодня 15 произведений Пикассо входят в «Список самых дорогих картин» и продаются по цене от 75 до 205 миллионов долларов каждое.

«Современность и классицизм» в княжеском Дворце

Княжество Монако примет участие в годовой ретроспективе под названием «Праздник Пикассо 1973–2023», организованной правительствами Франции и Испании. Выставки будут посвящены отдельным периодам жизни и наследию художника. С 19 сентября 2023 года по 15 октября 2024 года в Больших апартаментах Дворца будет открыта экспозиция «Современность и классицизм». Здесь будут представлены этюды и оригинальные работы Пикассо, вступающие в диалог с историческим декором Дворца. Напомним: в прошлом году во Дворце завершились реставрационные работы, начавшиеся в 2015 году по поручению князя Альбера II, и теперь Большие апартаменты с обновленными фресками эпохи Возрождения вновь доступны для посещения.

«Конец начала» в Музее Пикассо в Антибе

С 8 апреля по 25 июня 2023 года в Музее Пикассо в Антибе будет работать выставка «Пикассо 1969–1972: конец начала». Из 23 томов каталога произведений Пикассо, собранных Кристианом Зервосом, целых 13 посвящены последним двадцати годам его жизни. Это наглядно демонстрирует насыщенность и плодотворность двух последних десятилетий жизни Пикассо, особенно с 1969-го по 1972-й. В возрасте 90 лет Пикассо говорил, что его никогда не оставляло желание творить, а свои картины он писал с неизменным ощущением одержимости и срочности. Его самым последним картинам присущи буйство красок и крупные форматы, свидетельствующие о творческой силе художника даже в преклонном возрасте, что подтверждают и выставки Пикассо в Папском дворце Авиньона, состоявшиеся в 1970 и 1973 годах. Пикассо неизменно возвращался к излюбленным персонажам, в том числе тореадорам и мушкетерам. То самое «желание творить» действительно было сильнее его самого и владело им до последнего вздоха.

Выставка керамики Пикассо в Валлорисе

С 6 мая по 30 октября 2023 года в Музее Манелли будет проходить выставка «Керамика Пикассо», которая представит ряд знаковых работ, созданных художником в мастерской Мадура в период с 1946 по 1971 год. А 6 и 7 мая в Валлорисе пройдет большой городской праздник в память о Пикассо.

В этом году о великом испанце будут вспоминать у него на родине, а также в Париже, Нью-Йорке и других уголках мира. Но какое место лучше, чем Французская Ривьера, может погрузить нас в неповторимое искусство Пикассо? Ведь именно на Лазурном берегу неутомимый Пабло создал огромное количество своих бессмертных творений — и все благодаря нечеловеческой трудоспособности, любознательности и жажде жизни.

Показать больше
Back to top button