Страницы истории

Собор Святого Николая: 150 лет служения стране и вере

Собор Непорочной Девы Марии, также известный как Собор Святого Николая, — один из главных символов Княжества Монако. Собор был возведен на месте церкви XIII века, которую на протяжении более пятисот лет посещали местные христиане. Масштабное строительство началось полтора столетия назад, 6 января 1875 года, когда был заложен первый камень будущего Собора.

Трогательная церемония

Газета Journal de Monaco на первой странице выпуска № 862 от 5 января 1875 года опубликовала объявление: «Завтра, в среду, состоится торжественное освящение и закладка первого камня нового Собора. Подготовка к церемонии активно продолжается под руководством главного архитектора господина Ленормана и местных специалистов по общественным работам. Духовенство, судебные органы, гражданские и военные власти, прихожане и школьники примут участие в грандиозной церемонии, имеющей как религиозное, так и национальное значение. Для дам будут зарезервированы особые места. Процессия отправится в 13.30 от церкви Посещения».

Бракосочетание князя Ренье III и Грейс Келли в соборе Святого Николая, 19 апреля 1956 года @Alamy.com

Через неделю газета поместила подробный репортаж об освящении, в котором сообщала, что «яркое солнце и по-весеннему ясная погода подчеркнули торжественность этой уникальной религиозной церемонии, которая привлекла все население Монако и множество иностранных гостей». В первый камень Собора, согласно обычаю, были заложены медали с изображением князя, копия протокола церемонии на пергаменте, а также памятная табличка с изречением на латыни, посвященным князю Карлу III.

Новый Собор Монако стал еще одним прекрасным символом возрождения и расцвета, которое Княжество переживало в период правления князя Карла III. Спустя сто пятьдесят лет со дня закладки первого камня великолепный храм продолжает притягивать к себе огромное количества посетителей, не уступая находящемуся неподалеку Океанографическому музею. В некоторые годы число посетителей Океанографического музея достигает миллиона в год, но знаете ли вы, что в Соборе их почти в пять раз больше..?

Место силы

Первая часовня на этом месте появилась согласно выданному 6 декабря 1247 года разрешению Папы Иннокентия IV на строительство на территории замка Монако христианского храма. И поскольку 6 декабря является днем покровителя мореплавателей Святого Николая, часовня получила имя этого святого.

Строительство часовни началось в 1252 году. Со временем здание расширялось и украшалось, что позволяло церкви Святого Николая служить духовным потребностям монегасков на протяжении нескольких веков. Во второй половине XIX века, при князе Карле III, стала очевидна необходимость строительства более крупного и современного храма. Было принято решение на месте церкви Святого Николая возвести величественный Собор, и в 1874 году старая церковь была снесена. От нее остались лишь руины и колокол, который в 1641 году возвещал об освобождении страны от испанского гнета.

В 1875 году начинается строительство нового здания в романо-византийском стиле, спроектированного архитектором Шарлем Ленорманом. Работы длились двадцать восемь лет и завершились в 1903 году. Официальное освещение Собора состоялось 11 июня 1911 года.

Архитектурные особенности и сокровища старой церкви

Собор Святого Николая является ярким примером романо-византийского архитектурного стиля, получившего распространение в странах Западной Европы во второй половине XIX века. Длина здания составляет 72 метра, ширина — 22 метра, а высота — 18 метров. При строительстве Собора использовались такие материалы, как белый камень из Ла-Тюрби, красный и синий порфир массива Эстерель, зеленый и черный гранит из Вогезов, гранит из пьемонтской Бьеллы и каррарский мрамор.

Скульптуры на фасаде здания были выполнены в 1883–1901 годах мастером из Ниццы Анри Луи Кордье, который также принимал участие в создании скульптур для Казино Монте-Карло. Поразительно красива и неовизантийская мозаика на апсиде Собора, идеально гармонирующая с витражами.

Память о снесенной церкви хранят ранее находившиеся в ее стенах произведения искусства эпохи Возрождения. Среди них особую ценность представляют заалтарные картины, такие как работа известного художника тех лет Людовико Бреа, выполненная в 1500 году. Святого Николая, размещенного по центру, окружают Мария Магдалина, Святой Стефан, Святой Лаврентий и Архангел Михаил. Еще одно прекрасное произведение искусства — «Пьета» Франческо Бреа, племянника Людовико, написанная в 1500–1505 гг.

От старой церкви сохранился алтарь часовни Святого Причастия, выполненный в 1667 году из орехового дерева в стиле испанского Возрождения. Сегодня это погребальная часовня для епископов и архиепископов Монако.

Главный собор страны

В Соборе Святого Николая проходят важнейшие религиозные церемонии, включая епископальные праздничные службы в день Святой Девоты 27 января и в Национальный день Монако 19 ноября. С сентября по июнь в воскресной мессе принимает участие местная хоровая школа. Помимо этого, Собор, олицетворяющий собой архитектурное великолепие Монако, за полтора века стал свидетелем самых значимых светских и государственных церемоний.

Посещая Монако, обязательно зайдите в Собор Святого Николая, чтобы увидеть этот шедевр архитектуры и великолепные произведения искусства, хранящиеся в его стенах. Поклонитесь последнему пристанищу правителей Княжества и почувствуйте светлую грусть, прочитав имя Грейс Келли на мраморной плите, которую всегда украшают свежие розы, любимые цветы принцессы Монако…

Свадьба Луи Дюкрюэ и Мари Шевалье в 2019 году Photo: Gaetan Luci / Palais princier

Собор Святого Николая и семья Гримальди

— Собор является местом хранения мощей Святой Девоты, покровительницы правящей династии и Монако.

— В Соборе проводятся судьбоносные для семьи Гримальди церемонии. Так, 19 апреля 1956 года в стенах Собора состоялась свадьба князя Ренье III и Грейс Келли, названная «свадьбой века», а летом 2019 года их внук Луи Дюкрюэ обвенчался со своей невестой Мари.

— 19 ноября 2005 года в Соборе Святого Николая прошла официальная церемония интронизации князя Альбера II.

— В Соборе принято крестить новорожденных членов семьи Гримальди. Крещение близнецов правящего князя, наследного принца Жака Оноре Ренье и принцессы Габриэллы Терезы Марии, в 2015 году транслировалось из Собора по всему миру. Самого князя Альбера II и его сестер Каролину и Стефанию крестили здесь же.

— Наконец, Собор служит местом упокоения для многих правителей из числа Гримальди. Здесь погребены князь Ренье III (умер в 2005 г.), принцесса Грейс (1982 г.), князь Луи II (1949 г.), князь Альбер I (1922 г.).

Из старой церкви в часовню, из часовни в новый Собор 

Незадолго до разрушения старой церкви, а именно 15 мая 1873 года, останки всех захороненных там правителей Монако были торжественно перенесены в часовню Посещения (Chapelle de la Visitation). На часовне появилась табличка с надписью на латыни, которая гласила:

«Покойтесь здесь, о дорогие останки князей Монако! Мария, обязанная вам священным убежищем, в свою очередь, предлагает вам свое гостеприимство. Придите и упокойтесь здесь в мире Господа в ожидании постоянного и достойного жилища, уготованного щедрыми заботами Августейшего Карла III, — великолепного храма, который будет построен во имя его благочестивого народа».

Окропив останки усопших святой водой, первый капеллан совершил торжественное отпущение их грехов, а наследный принц Альбер отдал предкам последнюю дань уважения.

Через двенадцать лет останки правителей Гримальди, а также принцессы Каролины Жибер де Ламец, скончавшейся в 1879 году, были возвращены на прежнее место, но уже в новое здание. Вот что пишет об этом Journal de Monaco в апреле 1885 года: «В прошлую субботу, 25 апреля, останки князей и княгинь, с 15 мая 1873 года хранившиеся во временном склепе в часовне Посещения, ранее находившиеся в ныне снесенной приходской церкви Святого Николая, были перенесены в усыпальницу нового собора».

Вот имена некоторых представителей династии (с указанием года смерти), которые 25 апреля 1885 года обрели вечный покой на новом месте:

Жан II (1505), его мать Клодин (1515), братья Люсьен I (1523) и Августин, епископ Грасса (1532);

Оноре I (1581), его сыновья Карл II (1589) и Эркюль I (1604), внук Оноре II (1662);

Антуан I (1731), его дети Луиза-Ипполита (1731) и Антуан-Шарль, кавалер Гримальди (1784);

Оноре IV, дед князя Карла III (1819), его старший сын Оноре V (1841);

Антуанетта де Мерод, супруга князя Карла III (1864), Каролина Жибер де Ламец, вдова князя Флорестана I, мать князя Карла III (1879).

По прибытии в Собор и после отпущения грехов останки были размещены в склепе часовни князей в присутствии Его Светлости наследного принца Альбера. Позднее в Собор также были перевезены останки князя Флорестана I, отца Карла III, и Луизы д’Омон де Мазарини, бабушки Карла III. Через четыре года в Соборе Святого Николая был похоронен и сам вдохновитель и исполнитель грандиозного проекта князь Карл III.

Князь Альбер II и принцесса Шарлен на праздновании Национального дня Монако в 2024 году Photo: Manuel Vitali / Direction de la Communication (upper)

Голос Собора

Главный орган Собора Святого Николая, подобно самому храму, представляет собой искусное сочетание классического дизайна, вдохновленного традиционными французскими инструментами, и современных технологий. У органа четыре ручные клавиатуры и одна ножная, 81 органный регистр, 4840 труб. Для создания органа использовались дуб, орегонская и вогезская сосна, клен, эбеновое дерево, фарфор, кожа, кость.

Первый орган в новом Соборе появился в 1904 году и имел всего одиннадцать регистров, что было недостаточно для огромного нефа. В 1922 году состоялась инаугурация нового органа с 51 регистром и тремя ручными и одной ножной клавиатурами. Со дня инаугурации и до 1968 года главным органистом Монако был композитор, профессор Академии музыки князя Ренье III Эмиль Бурдон. Следующая реставрация была проведена в 1976 году. С конца 2005 года стало понятно, что инструмент нуждается в серьезной реконструкции. С 2009 по 2011 год велись работы под руководством музыкальных дел мастера Доминика Тома. Перед Домиником стояла задача использовать большинство уже существующих труб и воссоздать оригинальное звучание, чтобы «сохранить душу старого органа в новом теле». Рамы, корпус, накопители воздуха, консоль, трансмиссии, системы подачи воздуха и электронные системы были заменены на новые.

Также реставраторами было принято смелое решение переместить инструмент из галереи-алькова. Сегодня 20-тонная конструкция буквально парит под потолком. Отличительной особенностью органа Собора Монако также является современное светодиодное освещение. Компания Доминика Тома создала инструмент, максимально использующий прозрачность и свет, и этот орган сам по себе может называться художественным шедевром.

Некоторые ретрограды остались недовольны столь радикальным преобразованием классического инструмента. Однако в конце концов все решает звук, а звук главного органа Монако таков, что самые знаменитые органисты мира почитают за честь на нем играть и записывать свои альбомы.

С 2006 года официальным органистом Собора Святого Николая является известный музыкант и преподаватель Академии музыки князя Ренье III Оливье Верне. «Благодаря удачному союзу традиций со сложными современными технологиями и огромному разнообразию тональной палитры этот замечательный инструмент является неисчерпаемым источником вдохновения», — так говорит Оливье о главном органе Собора Монако.

Показать больше
Back to top button