Горячие новостиКультура

Лучшие художественные выставки весны

«Доберемся до солнца»: Джессика Бакхаус в Центре фотографии Мужена

До 2 июня

Эти яркие таинственные изображения, в особенности вырезки, явно вдохновленные творчеством Матисса, напоминают цветные квадраты немецкого художника Йозефа Альберса. Центр фотографии Мужена приглашает окунуться в маленькую личную вселенную фотографа Джессики Бакхаус, которая тоже родом из Германии.

Насыщенный красками мир Джессики, представленный на выставке «Доберемся до солнца» (Nous irons jusqu’au soleil), словно разбит на эпизоды, как кинофильм. Новая серия работ «Cut Outs» (Вырезки) создана с использованием простейших средств, что сводит искусство фотографии к базовым элементам: свету и тени, форме и цвету. Прозрачная вырезанная бумага под воздействием тепла солнечных лучей деформируется, вздымается и отбрасывает причудливые тени. Абстрактные работы Джессики обладают какой-то гипнотической силой и просто завораживают.

Вырезка © Jessica Backhaus

Вторая серия фоторабот под названием «The Nature of Things» (Природа вещей) — это наблюдение за простыми предметами и элементами повседневного быта, которые складываются в неожиданные натюрморты. Так простые стаканы с водой вдруг образуют созвездие… Эти образы оказываются настолько сильными, что их невозможно забыть. И дело даже не в том, что автору удалось придумать интересную идею и сделать удачный кадр. Мы словно бы вдруг видим привычные вещи в новой реальности. Игра света и тени рождает новый подход к фотоискусству. И все это, конечно, благодаря солнцу.

Окно © Jessica Backhaus

“Nous irons jusqu’au soleil”: Jessica Backhaus

Photography Center

43 Rue de l’Eglise, Mougins, France

Мартин Дуатье, ретроспектива в Ницце

До 31 июля

Эта уникальная выставка захватывает с первой же секунды. Центр культуры и искусств L’Artistique в центре Ниццы представляет порядка сорока картин и ряд неопубликованных рисунков Мартин Дуатье, взбалмошной художницы с непростым характером и радикальными взглядами, оставившей значимый след в культурной жизни Ниццы и Французской Ривьеры 1970-80-х годов.

«Автопортрет» (деталь) © Michel Coen

Мартин ушла из жизни в 35 лет, в тот самый момент, когда ее творчество только набирало силу и становилось популярным. Изначально работавшая в жанре наивного искусства, Мартин, вдохновившись новыми идеями, создала собственный стиль, ставший настоящим отражением человеческой сущности. Мы видим бледные лица с провалами огромных черных глаз, изломанные и как будто неправильно собранные тела, скопление тревожных мыслей в виде непонятных существ, которые борются внутри каждого из нас. Глядя на полотна Мартин Дуатье, мы понимаем, что каждый из нас находится где-то посередине между наивным ребенком и мрачным монстром…

Мартин Дуатье и «М. Мартен» © Raph Gatti, Nice

Некоторые из работ Мартин, которые куратор Марк Санчес отобрал для первой полной выставки художницы, ранее никогда не выставлялись на публике. Из всего представленного в стенах музея L’Artistique больше всего поражают две поистине шедевральные работы. Первая — «Автопортрет», над которым художница работала пять лет, но так и не успела завершить. Мы видим причудливый внутренний мир Мартин, в котором нашли свое место и люди, сыгравшие большую роль в становлении знаменитой Школы Ниццы, художественного направления, возникшего в этом городе в середине ХХ века. Вторая — впечатляющий «М. Мартен», расположенный в центре выставочного зала, единственная скульптура работы Мартин Дуатье, по сути, ее двойник, рождающий смесь разных вопросов и противоречивых чувств. Пожалуй, именно эта скульптура дает ключ к пониманию непростого пути художницы, которая никогда себе не изменяла и боролась за право оставаться собой.

Martine Doytier. Une rétrospective

L’Artistique; Сentre d’Arts et de Culture – Espace Ferrero

27B, Bd Dubouchage, Nice, France

«Пазолини в светотени» на вилле Собер

До 29 сентября

Говоря о Пьере Паоло Пазолини, мы вспоминаем его знаменитые фильмы, книги, стихи, политические взгляды, язвительные высказывания, споры, скандалы и, наконец, жестокое убийство в 1975 году на пляже в окрестностях Рима. Известный во всем мире кинорежиссер никого не оставляет равнодушным, и его влияние ощутимо и по сей день, спустя почти полвека после его трагической гибели. Книги Пазолини читают, о нем говорят, его творения вдохновляют современных деятелей искусства. Сам он предпочитал называть себя писателем, но поскольку огромное место в его творчестве занимает кино, именно этому жанру посвящена выставка «Pasolini in Chiaroscuro» (Пазолини в светотени) на вилле Собер в Монако.

Пьер Паоло Пазолини. «Овечий сыр» (короткометражный фильм), 1963 год

Фильмы Пазолини следует смотреть сквозь призму влияния классического и современного искусства на их автора. Эстетика Пазолини заимствует многие элементы из живописи, и неслучайно кадры из «Аккатоне», «Теоремы» или «Сало» на выставке соседствуют с картинами Понтормо, Питера Класа, Джорджио Моранди, Фернана Леже и Фрэнсиса Бэкона.

Вторая часть выставки наглядно показывает, в какой степени Пазолини вдохновлял художников со всего мира. Некоторые из них работали непосредственно над материалами его фильмов. Можно смело утверждать, что скандальный и весьма противоречивый итальянский режиссер занимает центральное место в истории новейшего и современного искусства.

Анжело Нови. Пазолини на съемках фильма «Теорема», 1968

Pasolini in Chiaroscuro

New National Museum of Monaco – Villa Sauber

17, Avenue Princesse Grace, Monaco

Боннар и Япония в Экс-ан-Провансе

До 6 октября

Известно, что Пьер Боннар очень любил лазурь. Именно лазурный цвет царит на картинах, написанных Боннаром в Ле-Канне, где ныне находится его музей. Однако в первой половине жизни художник, будучи членом художественной группы «Наби», в которую входили французские постимпрессионисты и символисты, черпал вдохновение в мягком свете, тонких оттенках, плавных линиях — во всем, что так характерно для искусства Страны восходящего солнца. Влияние японской гравюры на работы Боннара было настолько очевидным, что его даже называли «самым японским Наби».

Пьер Боннар, Терраса на юге Франции, ок. 1925
Холст, масло, 68 × 73 см, Fondation Glénat, Гренобль
Photo : akg-images / Fine Art Images / Heritage Images

Пьеру Боннару, безусловно, удалось идеально интегрировать японскую эстетику в свое творчество. Даже неискушенному зрителю нетрудно увидеть, насколько работа Боннара над композицией и цветом вдохновлена японскими гравюрами с их тонким видением мира.

Утагава Хиросигэ. Принц и женщина в цветущем сливовом саду, 1853, эстамп
Коллекция Джорджа Лесковича, © Fundacja Jerzego Leskowicza

«Увидев эти простые изображения, я понял, что цвет может выразить абсолютно все и что в моделировании и рельефе нет никакой необходимости», — говорил сам художник.

Кацусики Хокусай. Большая волна в Канагаве. Серия «Тридцать шесть видов Фудзи», ок. 1831. Эстамп, 26,1 × 38,8 см
Коллекция Джорджа Лесковича, © photo Thierry Ollivier / © Fundacja Jerzego Leskowicza

О связи Пьера Боннара и Японии рассказывает первая посвященная этой теме выставка, которая названа предельно просто: «Боннар и Япония» (Bonnard et le Japon). Центр искусств Hôtel de Caumont в Экс-ан-Провансе представляет работы Боннара вместе с японскими гравюрами из знаменитой коллекции Лесковича, что дает возможность увидеть явное родство этих двух видов изобразительного искусства. Удачная сценография выставки наглядно демонстрирует то, как произведения художников, столь далеких друг от друга во времени и пространстве, могут поднимать удивительно близкие эстетические вопросы.

Пьер Боннар. Женщина в платье в белый горошек, 1890–1891
Темпера на бумаге, наклеенной на холст, 160,5 × 48 см
Париж, Музей д’Орсэ, Photo © RMN-Grand Palais (musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski

Bonnard et le Japon

Hôtel de Caumont – Art Center

3, Rue Joseph Cabassol, Aix-en-Provence, France

Показать больше
Back to top button