Винты будущего и студенты-инноваторы: чем удивил 12-й Monaco Energy Boat Challenge
После четырёх дней водных соревнований и тематических дискуссий завершился 12-й Monaco Energy Boat Challenge. Организованное Яхт-клубом Монако при поддержке Фонда князя Альбера II, UBS, BMW и SBM Offshore мероприятие окончательно утвердилось в статусе ведущей международной площадки для изучения и испытания новейших решений в области экологически чистого морского транспорта. Ведущие игроки отрасли и молодые инженеры объединили свои усилия, чтобы ускорить энергетический переход в секторе.
Как и в прошлые годы, президент Яхт-клуба Его Светлость князь Альбер II лично встретился со студентами, заглянул в каждый бокс команд и дал старт финальной гонке, наполненной эмоциями и азартом.
«Технологии развиваются, появляются новые идеи, теперь нужно ускоряться. У всех нас — у государственных структур, производителей, владельцев — есть своя роль. Пришло время превращать намерения в действия», — подчеркнул генеральный секретарь Яхт-клуба Монако Бернар д’Александри.
42 команды, 20 национальностей и более 1 000 студентов
Многие участники вновь продемонстрировали смелые технологические решения, особенно в классе Energy, где соревновались 20 команд. За последние четыре года ёмкость аккумуляторов почти удвоилась при том же весе, при этом повысился и уровень безопасности — это свидетельствует о значительном прогрессе. В этом году также был установлен рекорд по количеству участвующих лодок и росту интереса со стороны индустрии.
Новинкой стало появление класса AI (искусственного интеллекта) для автономных лодок. Вдохновлённые технологиями беспилотников, эти суда могут самостоятельно маневрировать, швартоваться и выполнять задачи с помощью сенсоров и искусственного интеллекта. Цель — ускорить внедрение передовых технологий в морской отрасли.
Растёт интерес и к двигателям внутреннего сгорания на водороде. Они рассматриваются как перспективное решение для переоборудования существующих яхт. Водородные топливные элементы становятся легче и эффективнее, по многим параметрам приближаясь к аккумуляторам. Кроме того, в этом году несколько команд использовали инновационный материал — волокно из бальзы, сочетающее в себе хорошие механические свойства, минимальное влияние на окружающую среду и доступную цену.
«Это отличная альтернатива стекловолокну и углеродному волокну, и её вполне можно применять в краткосрочной и среднесрочной перспективе», — отметил Жереми Лагарриг, CEO компании EODev и председатель жюри.
Четыре класса, отражающие будущее яхтинга:
-
AI Class — полностью автономные лодки под управлением искусственного интеллекта,
-
Energy Class — стандартные корпуса с разнообразными энергетическими технологиями,
-
SeaLab Class — лаборатории на воде, в этом году сосредоточившиеся на водородных проектах,
-
Open Sea Class — сертифицированные нулевые эмиссионные прототипы до 25 м, вмещающие минимум трёх человек.
Среди участвующих лодок: 30 — на электротяге, 12 — на водороде, 12 — использовали фойлы. Обмен знаниями во время открытых технических сессий («Tech Talks») отразился и в атмосфере паддоков: индийская команда Sea Sakthi помогала французской команде Néréides. Для половины участников из Индии это была первая поездка за границу.
Три главные тенденции 12-го выпуска
-
Искусственный интеллект укрепил своё место в управлении энергетикой на лодках, особенно в системах, оптимизирующих заряд и использование аккумуляторов в реальном времени.
-
Водородные технологии продолжают эволюционировать, включая переход к жидкому и твёрдому хранению водорода.
-
Тороидальные винты, способные снижать подводной шум на 50–80%, что критично для морской фауны и экосистем.
«Технологии, представленные на конкурсе, формируют будущее устойчивого морского дизайна. Возможность измерить и понять экологический след лодки с самого начала — не просто полезна, а необходима. Подход с учётом жизненного цикла позволяет основываться на данных, а не на предположениях, и вести развитие в правильном направлении», — говорит Лиззи Ховард, координатор проекта Marine Futures из Marineshift360, участвовавшая в присуждении Eco-Conception Prize, который выиграла команда Elettra UniGe — Университет Генуи.
Скоростные рекорды — на новом уровне
На воде и на суше шоу оправдало ожидания: зрелищные гонки YCM E-Boat Rallye, рекорды скорости, испытания на выносливость и слалом. Впервые прошли и испытания на маневренность для автономных ИИ-лодок. Прототипы, созданные студентами и при поддержке индустрии, показали высокую надёжность и эффективность.
По скорости абсолютный рекорд в 48,6 узлов был побит Frauscher Boats (Open Sea Class) — их результат составил 49,84 узла. Vita AX/E (46,28 узла) и Inocel (44,18 узла) заняли второе и третье места в своих классах.
В Energy Class итальянцы из UniBoAT — Argonauts Team Университета Болоньи достигли 26,63 узла (против 20,79 узла в прошлом году). Elettra UniGe – Университет Генуи и Adria Racing (Хорватия) также показали впечатляющие результаты.
Команда UniBoAT из Болоньи вновь доказала своё превосходство в классе Energy, выиграв слалом, гонку на выносливость, установив рекорд скорости (вместе с Elettra UniGe), а также получив Innovation Prize и Design Prize. Их успех основан на выверенной технической стратегии: продуманный дизайн системы тяги, надёжные батареи, отточенная трансмиссия и собственная разработка встречного вращающегося двигателя. Лёгкий корпус и интенсивная подготовка пилотов дали им решающее преимущество.
Energy Observer: от прототипа к реальному проекту
Катамаран Energy Observer, ставший символом «зелёного» перехода в судостроении, стал частью мероприятия, пришвартовавшись в гавани Яхт-клуба Монако. Участники и публика могли подняться на борт и увидеть в действии технологии, которые они разрабатывали в паддоках. Это первое энергетически автономное судно, использующее солнечную, ветровую, водную и водородную энергию, вырабатываемую на борту. С 2017 года Energy Observer прошёл более 68 000 морских миль и побывал в 50+ странах.
Победители 12-го Monaco Energy Boat Challenge 2025
-
Чемпион MEBC 2025: UniBoAT – University of Bologna Argonauts Team – Италия
-
Energy Class: UniBoAT (четвёртая победа: 2021, 2022, 2023 и 2025)
-
AI Class: Antwerp Solar Boat Team – Университет Антверпена – Бельгия
-
SeaLab Class: Red Wave – Университет Болоньи – Alma Mater Studiorum – Италия
Премия Фонда князя Альбера II за технологии устойчивого яхтинга (€25,000):
Победитель — Alma Mater Studiorum – Университет Болоньи
Специальные призы:
-
Innovation Prize → UniBoAT – University of Bologna
-
Design Prize → UniBoAT – University of Bologna
-
Communication Prize → Team Sea Sakthi – Kumaraguru College of Technology – Индия
-
Eco-Conception Prize → Elettra UniGe – Университет Генуи – Италия
-
Coup de Cœur Jury Prize → DHAMMA BLUE – Испания
-
Rookie of the Year → DTU Float Forward – Технический университет Дании
-
Speed Record → Frauscher Boats – Австрия
-
SeaLab: 16 морских миль за 30 минут 9 секунд → Inocel – Франция
-
E-Sport Championship → BME Solar Boat Team – Технический и экономический университет Будапешта – Венгрия.