Без свободных столиков и номеров: Монако на пике гастрономического и туристического бума
Индустрия отелей и ресторанов Монако вновь пробила потолок в миллиард евро — уже второй год подряд, собрав ошеломляющие 1,1 миллиарда евро выручки за 2024 год.
Княжество снова доказало, что недостаток квадратных километров с лихвой компенсирует роскошным приемом гостей — от ужинов в ресторанах с мишленовскими звездами до вечеров под звон шампанского.
Об этом свидетельствует свежий отчёт IMSEE — статистического института Монако. Цифры впечатляют: по сравнению с 2023 годом, доходы отрасли выросли более чем на 6%. А за последнее десятилетие сектор вырос на 60% — с 650 миллионов евро до нынешнего миллиарда с лишним.
Возглавляет этот парад успеха легендарная компания Société des Bains de Mer (SBM), которая фактически управляет Монако. В её портфеле — культовые отели Hôtel de Paris и Hermitage, а также престижные рестораны с богатыми винными картами и титулованными сомелье.
Оборот SBM за период с апреля 2024 по март 2025 года составил 400 миллионов евро. Хотя стоит отметить, что их финансовый год не совпадает с календарным, что немного усложняет сравнение.
Рост занятости
За головокружительными доходами стоит и рост занятости. В 2024 году в отелях и ресторанах Монако работали от 8 до почти 9 тысяч человек — рост более чем на 7,5% по сравнению с 2023 годом. Это делает отрасль вторым по величине работодателем в Княжестве, и снова — с SBM во главе.
Коридорные и официанты, сомелье и шеф-кондитеры с мишленовскими звёздами, консьержи и десятки других специалистов гостеприимства.
Заселение: свободных номеров почти нет
Номера бронируются всё чаще — и не только молодожёнами или фанатами Формулы-1. В 2024 году отели Монако приняли почти 350 тысяч гостей — прирост более 2% по сравнению с предыдущим годом. Ещё показательнее рост количества ночей — более чем на 5%.
А это значит: отели Монако были не просто забронированы — они были почти полностью заполнены. Средняя загруженность по году составила более 65%, прибавив свыше 3 процентов к 2023 году. В отдельные месяцы — март, сентябрь и декабрь — скачки были ещё резче: рост более чем на 7–8 процентов.
Иными словами: люди приезжали, оставались и, вероятно, тратили немало — подстёгивая экономику.
Что дальше?
При таких результатах ясно: Монако предлагает своим гостям не просто кров и питание — оно продаёт целый образ жизни, почти кинематографичный. Задача на 2025 год? Сохранить эту магию. С учетом бурного роста не только гостеприимства, но и сектора розничной торговли, у Монако есть все шансы удержать курс на успех.