Гран-при Формулы 1 Монако

Монако, машины и миллионы: самые дорогие автомобили Гран-при «Формулы-1»™

В начале февраля 2025 года на аукционе в Штутгарте редчайший автомобиль Mercedes W196 R, за рулем которого в середине 1950-х соревновались легендарные Стерлинг Мосс и Хуан Мануэль Фанхио, ушел с молотка за рекордные 51,155 миллионов евро. Это самая впечатляющая сумма, когда-либо уплаченная за автомобиль, принимавший участие в Гран-при «Формулы-1»™. Один из четырех существующих экземпляров с обтекаемым кузовом, элегантный серебристый W196 R Stromlinienwagen, был продан домом Sotheby’s в Музее Mercedes-Benz от имени Indianapolis Motor Speedway (IMS).

Mercedes-Benz W 196 R Stromlinienwagen 1954 года @ alamy.com

Для трассы в Монце

Именно на этом автомобиле в сентябре 1955 года Хуан Мануэль Фанхио выиграл Гран-при Италии™ и в третий раз стал чемпионом мира. Последний, седьмой Гран-при™ сезона 1955 года проводился в Монце, которая полвека спустя станет любимой трассой Шарля Леклера. Победа в Монце 8 сентября 2019 года сделала Шарля настоящим героем среди фанатов Ferrari, поскольку она стала первой для итальянской команды за последние девять лет на домашней трассе в Монце (в 2010 году победу команде принес Фернандо Алонсо). Кстати, в мае 2024 года монегаск Шарль Леклер выиграл домашнюю гонку впервые с 1931 года, когда первым на финише был великий Луи Широн.

В прошлом сезоне Шарль также выиграл Гран-при Италии™, проходивший в Монце 1 сентября 2024 года, внеся тем самым немалый вклад в успех команды в Кубке конструкторов: только в заключительной гонке сезона в Бахрейне Ferrari уступила лидерство MacLaren.

Болид Михаэля Шумахера Ferrari F2001 на аукционе в Гонконге, 2017 год. © Jayne Russell/Alamy Stock Photo @alamy.com

Однако вернемся к Mercedes-Benz W196R. Автомобиль был разработан в 1954 году и выступал в соревнованиях всего два сезона (1954 и 1955 гг.), при этом одержал победу в девяти гонках из двенадцати. Всего было выпущено 14 экземпляров: десять с открытыми колесами и четыре с обтекаемым кузовом, как тот, что был продан в Штутгарте. Специально разработанный для высокоскоростных трасс, таких как Монца (Гран-при Италии ™) и Реймс (Гран-при Франции ™), Mercedes-Benz W196R Stromlinienwagen с закрывающим колеса кузовом проявил себя исключительным образом, выиграв две гонки: Гран-при Франции ™ 4 июля 1954 года и Гран-при Италии ™ 5 сентября 1954 года. В обоих случаях за рулем автомобиля был Хуан Мануэль Фанхио, который оба сезона становился чемпионом мира, при этом вторым на Гран-при Франции ™ был товарищ Фанхио по команде Карл Клинг на таком же автомобиле.

Для трассы в Монако

Обтекаемая версия оказалась неэффективной на трассах с большим количеством медленных поворотов, поэтому конструкторы Mercedes-Benz подготовили шасси с традиционным вариантом кузова с открытыми колесами. Машина имела гораздо большее лобовое сопротивление, но была на 40 кг легче и позволяла пилоту видеть колеса, облегчая управление в сложных поворотах. В августе 1954 года в двух гонках (Гран-при Германии ™ в Нюрбургринге и Гран-при Швейцарии ™) Фанхио выиграл на автомобиле с открытыми колесами, получившем название Rumpfwagen.

Williams FW14B Найджела Мэнселла на аукционе London Classic Car Show, 2018 год @alamy.com

Гран-при Монако ™ 1955 года успеха автомобилю W196 не принес. Стартовавший с поул-позиции пилот Mercedes Фанхио сошел с дистанции на 50-м круге из-за отказа двигателя, а его новый партнер по команде Стирлинг Мосс — на 80-м из-за проблем в газораспределительном механизме. При этом Фанхио побил рекорд самого быстрого круга, державшийся с 1937 года, показав время 1:42,4.

В 2013 году Mercedes W196 с открытыми колесами ушел с молотка за £19,601,500 ($29,650,095), став самым дорогим автомобилем, проданным на аукционе в этом году.

Боб Бейкер на автомобиле Ferrari 312T4 1979 года участвует в историческом ралли Kohler International Challenge, 2006 год @ alamy.com

Возможные рекорды

Некоторые автомобили, участвовавшие в Гран-при Монако ™, являются исключительно ценными для истории чемпионата мира по автогонкам. Что если бы Toleman-Hart TG184, за рулем которого выступал Айртон Сенна, был в идеальном состоянии..? В истории «Формулы-1» ™ этот автомобиль играет особую роль благодаря участию в незабываемом Гран-при Монако ™ 1984 года. В тот день Сенна управлял TG184 в невообразимых погодных условиях, имел все шансы на победу, но из-за спорного решения судей занял второе место. Неудача в гонке 1984 года раззадорила Сенну и положила начало его триумфальным выступлениям в Княжестве: за свою спортивную карьеру Гран-при Монако ™ он выигрывал шесть раз, и этот результат до сих пор остается непревзойденным.

А во сколько оценили бы Ferrari SF-24, на котором Шарль Леклер одержал победу в Гран-при Монако ™ в прошлом году..? Нет сомнений, что состоятельные покупатели выстроились бы в очередь за этим уникальным болидом. А судя по тому, что цены на автомобильных аукционах бьют головокружительные рекорды, вполне вероятно, что однажды мы услышим и об итоговой цене в 100 миллионов евро!

Сэр Стирлинг Мосс за рулем Mercedes-Benz W 196 R Rumpfwagen, 2015 год @ alamy.com

Самые дорогие автомобили, участвовавшие в Гран-при Монако

Сегодня культовые автомобили с историей, которые можно назвать шедеврами инженерной мысли, продаются на аукционах за невероятные деньги. Многие из них могут похвастаться участием или даже призовыми местами на престижном Гран-при Монако ™. Высокая маневренность на сложных улицах Монте-Карло делает их особо ценными экземплярами в коллекциях состоятельных поклонников автоспорта.

Вот десятка самых дорогих автомобилей, когда-либо рассекавших улицы Монте-Карло в рамках гонки «Формулы-1» ™ и позже проданных на аукционе.

1. Ferrari F2003 GA F1 2003 года — $14,880,000

Это автомобиль, на котором в 2003 году Михаэль Шумахер занял третье место в Гран-при Монако ™ и выиграл свой шестой чемпионат мира среди пилотов, одержав пять побед в общем зачете Гран-при ™. Машина была продана за невероятные 14,63 млн швейцарских франков на торгах Sotheby’s Luxury Week 2022 в Женеве. Предыдущий рекорд цены на гоночный автомобиль «Формулы-1» ™ был побит почти вдвое.

2. Ferrari 312 T4 1979 года — €7,655,000
На этой машине Джоди Шектер одержал победу в Гран-при Монако ™ 1979 года, сделав серьезную заявку на завоевание титула чемпиона мира в том же году.

3. Ferrari F2001 2001 года — $7,504,000
Одна из самых успешных машин в истории Ferrari: девять побед в 2001-м, в том числе и в Гран-при Монако ™, и четвертый чемпионский титул на счету Михаэля Шумахера.

4. Ferrari F2002 2002 года — $6,643,750
За рулем Ferrari F2002 Шумахер едва не одержал победу в Монако, уступив Дэвиду Кулхарду. В целом же сезон 2002 года стал для Шумахера триумфальным: он выиграл девять гонок и получил пятый титул чемпиона мира. В общей сложности Шумахер выигрывал Гран-при Монако ™ пять раз. По числу побед в Монако он делит второе место с Грэмом Хиллом.

5. McLaren MP4/13 1998 года — $4,200,000
В 1998 году Гран-при Монако ™ за рулем McLaren MP4/13 выиграл Мика Хаккинен, который по итогам сезона также стал чемпионом мира.

McLaren MP4 13 Мики Хаккинена в боксе перед стартом Гран-при Великобритании ™ 1998 года @ alamy.com

6. Williams FW14 1991 года — €4,055,000
Автомобиль Найджела Мэнселла в сезоне 1991 года, на котором британский гонщик стал вторым в Гран-при Монако ™.

7. Ferrari 640 1989 года — €3,605,000
На этой машине Мэнселлу повезло меньше: стартовав в Гран-при Монако ™ 1989 года с поул-позиции, пилот Ferrari сошел с дистанции из-за поломки коробки передач.

8. McLaren MP4/8A 1993 года — £3,600,000
Автомобиль, за рулем которого Айртон Сенна одержал рекордную шестую победу в Гран-при Монако ™ в 1993 году.

9. Williams FW14B 1992 года — £2,703,000
В Гран-при Монако ™ 1992 года Найджел Мэнселл за рулем Williams FW14B лидировал вплоть до 70-го круга, однако неполадки в конце гонки стоили ему победы, которая досталась Айртону Сенне.

10. Toleman-Hart TG184 1984 года — $1,921,374
Даже несмотря на далеко не идеальное состояние, 11 мая 2018 года легендарный автомобиль Айртона Сенны, о котором говорилось выше, был продан на аукционе Bonhams в Монако за без малого два миллиона долларов.

Toleman TG184-Hart 1984 года, на котором Айртон Сенна впервые завоевал место на подиуме «Формулы-1» ™, 2024 год @ alamy.com
Показать больше
Back to top button