Страницы истории

Вне времени: гардероб и безупречный стиль принцессы Грейс

«То, что помогло ей выделиться из толпы, мы и называем стилем». Именно так в 1955 году американский журнал McCall’s описал легендарный «образ Грейс Келли», признанный эталоном элегантности и утончённого вкуса, не подвластный времени и переменчивой моде. Американская актриса, ставшая принцессой Монако, не только покорила кинематограф, но и взошла на самую вершину модного Олимпа.

Как менялся стиль Грейс Келли на протяжении жизни? Какие дизайнеры внесли вклад в формирование знаменитого образа? Сегодня мы заглянем в богатую гардеробную принцессы Грейс, ставшей иконой стиля XX века.

Мисс Келли, королева Голливуда

Октябрь, 1953 год. На экраны кинотеатров выходит «Могамбо», новый фильм Джона Форда с участием Кларка Гейбла и Грейс Келли. К этому времени голубоглазая блондинка уже известна американцам, однако успех именно этой киноленты делает Грейс настоящей голливудской звездой. Отныне внимание публики (и в частности, её женской половины) приковано к талантливой молодой актрисе с её классической естественной красотой. 

В актёрские годы Грейс отличалась от коллег по цеху сдержанными манерами, свойственными леди из высшего общества. «Мисс Келли», как её называли в прессе, больше походила на Снежную Королеву, нежели на голливудских звёзд, готовых на всё, лишь бы только обратить на себя внимание. В Америке за ней закрепился статус породистой, здравомыслящей и благородной девушки. Грейс мало говорила о личной жизни, а её небольшие апартаменты на Манхэттене довелось увидеть лишь избранным. 

Сдержанность Грейс Келли и её желание достичь статуса серьёзной актрисы проявлялись и в одежде. Вероятно, большую роль в создании лаконичного стиля сыграло воспитание Грейс, чья мать была ярой католичкой, а отец серьёзно занимался спортом и даже стал олимпийским чемпионом по академической гребле. Родительская строгость в воспитании и спортивная дисциплина, безусловно, отразились на выборе нарядов. Грейс, в 22 года подписавшая контракт с самой крупной американской киностудией MGM, предпочитала приталенные платья-рубашки, костюмы из твида высокого качества, шляпки с узкими полями и туфли на низком каблуке. 

При этом в её вполне классическом образе, который многие американки пытались скопировать со страниц модных журналов, была одна деталь, превращавшая Грейс из «соседской девчонки» в элегантную леди…

«Она слишком всё»: принцесса Грейс глазами знаменитостей
@ Archives du Palais Princier de Monaco/ Institut Audiovisuel de Monaco

«Девушка в белых перчатках»

Белые перчатки наряду с короткими белокурыми локонами стали визитной карточкой молодой актрисы, выгодно выделяя её из пёстрой толпы голливудских звёзд, часто появлявшихся в довольно экстравагантных нарядах. В середине 50-х белые перчатки были частью гардероба хорошо воспитанных благородных девушек, строго следовавших канонам этикета, согласно которым этот аксессуар был обязательным на улицах, в церкви, на официальном ужине или в театре. В киноиндустрии же напротив эта тенденция была настолько непопулярной, что режиссёр Фред Циннеманн надолго запомнил свою встречу с Грейс Келли именно потому, что, по его словам, «прежде ещё никто не приходил к нему в белых перчатках». Верность элегантному аксессуару Грейс сохранит и в новом статусе принцессы Монако, так что американский журнал Vogue совершенно справедливо назовет её «девушкой в белых перчатках».

Из самых запоминающихся нарядов Грейс Келли как актрисы можно выделить платье мятного цвета от Эдит Хэд (Edith Head), в котором Грейс появилась на церемонии вручения премий Американской киноакадемии. Ещё один наряд этого дизайнера привлёк внимание публики в фильме «Поймать вора». Там актриса блистает в эффектном бальном золотом платье. 

Режиссер Альфред Хичкок, очарованный белокурой красавицей (недаром Грейс называли любимой актрисой Хичкока), уделял особое внимание её костюмам: роскошные наряды Грейс всегда соответствовали внутреннему состоянию героини в картинах знаменитого режиссёра. 

«Свадьба века»: легендарное платье Грейс

Январь, 1956 год. Грейс Келли, получившая «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Деревенская девушка», объявила о помолвке с князем Монако Ренье III. С этого момента ни одно уважающее себя издание не пускало в печать новый номер без упоминания в нём имени американской звезды.

В этом же месяце киностудия MGM объявила о том, что свадебные платья для религиозной и гражданской церемоний Келли будут выполнены главным дизайнером студии Хелен Роуз и станут свадебным подарком актрисе, которая в это время снималась в своём последнем фильме «Высшее общество». 

К моменту помолвки Хелен Роуз хорошо знала вкусы будущей принцессы Монако, с которой тесно работала на съёмках многих фильмов MGM: от «Могамбо» с костюмами в стиле сафари до «Высшего общества» с великолепными вечерними платьями. Неудивительно, что оба платья невесты соответствовали её образу безукоризненной леди. Если для гражданской церемонии в Княжеском дворце Хелен Роуз выбрала элегантное бледно-розовое платье из тафты, отделанное кружевами кремового цвета, то подвенечное платье потребовало больше усилий и воображения. В нём актриса должна была почувствовать себя настоящей принцессой. 

На создание культового свадебного платья Грейс Келли потребовалось шесть недель, в течение которых с Хелен Роуз трудились 35 работниц мастерской MGM. На это произведение искусства ушло 25 метров шёлковой тафты цвета слоновой кости, около 100 метров брюссельского кружева и сетки, расшитых жемчугом. Голову невесты вместо тиары венчала «джульетка» из шёлка и кружев. 

В день венчания Грейс Келли был неотразима. За церемонией, которую окрестили «свадьбой века», следили порядка 30 миллионов человек из девяти стран. Кстати, эти два свадебных платья стали чуть ли не последними нарядами, сделанными в США, в которых принцесса появилась на публике. Для новой роли супруги монакского князя актрисе пришлось пересмотреть выбор дизайнеров.

Вспоминая Грейс: наследие принцессы Монако
@ Archives du Palais Princier de Monaco/ Institut Audiovisuel de Monaco

Грейс, принцесса Монако

Ещё до переезда в Европу Грейс Келли питала любовь к французскому модному дому Christian Dior, открывшему бутик в Нью-Йорке в 1948 году. Новая жизнь Грейс в качестве принцессы Монако требовала сотрудничества с новыми дизайнерами и брендами, в частности из Франции. 

Стоит сказать, что по случаю свадебных торжеств в Монако для Грейс было сшито целых три платья. В последнем принцесса появилась на гала-вечере, организованном в Монте-Карло. На этот раз дизайнером роскошного вечернего наряда выступил Антонио Кастильо из парижского дома Lanvin-Castillo. Принцесса надевала платье несколько раз во время официальных приёмов. 

Над гардеробом для повседневной жизни принцессы трудились сразу несколько французских дизайнеров. Так, Кристиан Диор лично создавал для неё костюмы и вечерние платья для официальных мероприятий и приёмов. Будучи преданной клиенткой бренда, Грейс сотрудничала и с Марком Боаном, который стал креативным директором французского дома после смерти Диора в 1957 году. Принцесса Грейс безоговорочно доверяла дизайнерам дома, полагая, что наряды от Dior полностью отражают её стиль. Супруга Ренье III не раз выбирала привлекающие внимание, яркие платья Боана для костюмированных балов.

Принцесса, не раз попадавшая в престижный список самых стильных знаменитостей, следовала модным тенденциям, но никогда не забывала о своём образе, зародившемся ещё в начале её актёрской карьеры. Несмотря на постоянно меняющуюся моду, принцесса предпочитала классические наряды от дизайнеров Madame Grès и Balenciaga. Она также была клиенткой Chanel, Yves Saint Laurent, Givenchy и поддерживала кутюрье из Монако и Ниццы.

Говоря о выборе гардероба, принцесса однажды отметила: «Дважды в год я думаю над тем, какие наряды мне понадобятся в ближайшие месяцы. Затем я обычно прошу парижские модные дома прислать мне несколько эскизов».

Всё до мелочей: аксессуары и украшения принцессы Грейс

Аксессуаром, который более 40 лет неразрывно связан с именем Грейс Келли, конечно, является культовая сумочка бренда Hermès. В середине 50-х большие сумки, сделанные в форме портфелей, прочно вошли в повседневную женскую моду. Эта тенденция укрепилась ещё больше благодаря Грейс Келли, которая не раз была запечатлена на фотографиях с сумочкой Hermès: во время Каннского фестиваля в 1955 году, после объявления о помолвке с князем Ренье III, а также во время предсвадебных торжеств в Монако. 

Всего нескольких публичных появлений хватило, чтобы в 1960-х сумка Kelly от Hermès стала символом особого социального статуса, так как позволить себе такой аксессуар могли немногие. О престижности модели как нельзя лучше говорила длина листа ожидания… 

На фото принцессу Грейс часто можно увидеть в очках. В её гардеробе этому аксессуару было отведено важное место. Так, Грейс наряду с Брижит Бардо и Жаклин Кеннеди была одной из тех знаменитостей, кто питал особое пристрастие к эффектным солнечным очкам. Принцесса Монако сделала очки настолько популярными, что некоторые американки с отличным зрением носили их только ради того, чтобы быть в тренде. К 1980 году коллекция очков принцессы насчитывала 45 пар, созданных известным лондонским брендом Oliver Goldsmith.

«Она слишком всё»: принцесса Грейс глазами знаменитостей
@pixabay.com

Драгоценности принцессы Грейс: роскошь и поэтичность

«Жемчужина — это королева драгоценностей и драгоценность королев». Принцесса Грейс питала явное пристрастие к жемчугу, этому чуду природы, которое ещё древние римляне прозвали «слезами Афродиты». Кстати, на Балу Роз 2019 года принцесса Ганноверская Каролина изысканным образом отдала дань памяти матери, надев роскошное ожерелье от Van Cleef & Arpels, подаренное невесте князем Ренье в 1956 году. Элегантность украшения была идеально подчёркнута чёрным платьем от Шанель, в котором на балу появилась Каролина.

Принцесса Грейс, природная красота которой была подобна сияющему бриллианту, умела идеально подбирать украшения к нарядам с учётом статуса мероприятий, которые ей предстояло посетить. Она была буквально покорена выпущенной в 1968 году коллекцией Alhambra от ювелирного дома Van Cleef & Arpels и приобрела два ожерелья из этой коллекции. А ещё принцесса Грейс обожала анималистичные броши от Van Cleef & Arpels и от Cartier, любимого ювелирного дома княжеской семьи. Золотые, коралловые, жемчужные, изумрудные, платиновые птицы, петухи и куры, любимые принцессой пудели из платины, бриллиантов и рубинов — этот забавный и милый «зверинец» добавлял игривости элегантному образу принцессы Монако. 

В честь помолвки князь Ренье преподнёс невесте платиновое кольцо от Cartier с 10,47-каратным бриллиантом изумрудной огранки, с двух сторон украшенным более «скромными» бриллиантами огранки «багет». Этот эпизод упоминается в фильме Оливье Даана о Грейс Келли с Николь Кидман в главной роли. Съёмочная группа специально обратилась за консультацией к дому Cartier, и Княжеский дворец Монако дал разрешение на точное воспроизведение пяти драгоценностей. 

По случаю свадьбы принцесса Грейс получила в подарок ещё несколько драгоценностей от Cartier — три бриллиантовых и рубиновых зажима, которые носят на тиаре или в ожерелье, бриллиантовое колье, рубиновый и бриллиантовый браслеты. 

Великолепная эклектичная коллекция принцессы пополнялась украшениями и от других престижных домов. Так, в 1976 году принцесса Грейс заказала тиару у Van Cleef & Arpels. Надела она её всего один раз — по случаю помолвки дочери принцессы Каролины. Аксессуар был украшен 140 камнями общим весом чуть больше 77 каратов. Также принцессе, далёкой от жёстких канонов классицизма, очень нравились изделия Bulgari с их необычными стилизованными формами и оригинальными цветами.  

В княжестве, как и во всём мире, изделия ювелирных домов Chaumet и Chopard всегда считались эталонами в мире драгоценностей. Принцессу Грейс, верную своему стилю, вдохновляли их парадные коллекции. Она всегда стремилась к гармонии между абсолютной роскошью и элегантной простотой и как никто другой умела сочетать королевский блеск бриллиантов с изяществом гораздо более скромных драгоценностей.

Сегодня вещи из гардероба Грейс Келли, хранящиеся в Княжеском дворце, можно увидеть на тематических выставках. 

Показать больше
Back to top button