Горячие новости

Выставка «Наполеон и Гримальди»: портреты с тайнами и артефакты, дышащие историей

В Монако — новые монархи. Точнее, старые, но весьма именитые. До 31 августа Гримальди Форум превращается в машину времени, обитую бархатом и латунью, чтобы принять выставку «Монако и Наполеон(ы): Переплетённые судьбы» (Monaco and the Napoleon(s): Destins croisés).

Это захватывающая сага об изгнании и империи, опере и утраченных землях, романтике на троне и политических интригах. Это редкая возможность совершить интригующий вальс сквозь века. И да, Наполеон возвращается — не лично, а в образе и величии.

Когда империи сталкиваются с княжествами

Представьте: март 1815 года. Наполеон после изгнания на Эльбу высаживается в Гольф-Жюан с 800 солдатами. Представьте себе дерзость человека, намеренного вернуть себе империю. На своём невероятном пути к Парижу он встречает молодого князя Оноре V — знатного монегаска, ошеломлённого и, мягко говоря, невооружённого.

Эта сцена столь кинематографична, что Александр Дюма увековечил её в литературе. Сегодня она служит отправной точкой выставки, рассказывающей о более чем столетии политических, личных и культурных пересечений между Бонапартами и Гримальди.

От табакерок до суверенитета: что внутри

Более 180 экспонатов, многие из которых никогда ранее не выставлялись, нашёптывают тайны о Монако, формировавшемся под рукой империи. Среди них — украшения Жозефины, которые она носила в Мальмезоне и на имперских балах. Влияние Наполеона III представлено повсюду, включая знаменитый договор 1861 года, который утвердил суверенитет Монако. Впечатляют редкие часы с поющей птицей из коллекции Якобашвили — механическое чудо, напоминающее любимый хронометр Жозефины. А ещё — портреты, в том числе немецкой ветви семьи Гримальди, ранее никогда не показанные публике.

Знаете ли вы, что придворный этикет в Монако соперничал с парижским по роскоши? Убедитесь в этом, взглянув на изысканную коллекцию столового серебра.

Выставка разворачивается как историческая драма, а оформление вдохновлено императорскими покоями: свечи, мраморное спокойствие и тихий тик самых элегантных часов.

Историки, наследники и скрытые связи

Куратор и «амбассадор» проекта — Луи Дюкрюэ, племянник князя Альбера II. Увлечённый историей, особенно личностью Наполеона I, он называет связь двух династий «интимной, парадоксальной и неожиданно значимой». При Наполеоне I Монако исчезло с карты. При Наполеоне III — вновь обрело будущее.

Историки Пьер Бранда, Тома Фуйерон и Тома Бланши создали увлекательное повествование, придающее хроникам новую жизнь. Без Наполеонов современное Монако могло бы никогда не появиться в том виде, в каком мы знаем его сегодня.

И, судя по размаху этой выставки, именно это они и хотели показать.

О любовных письмах и механических птицах

Но речь идёт не только о договорах и геополитике. Это история чувств и дворцовых интриг. Императрица Евгения, вдова Наполеона III, называла князя Альбера I своим «крестником сердца» и устроила его брак с Мари Гамильтон — потомком приёмной дочери Наполеона.

Оперный театр Монако, казино и даже железная дорога родились в послевкусии имперской эпохи. Этот градостроительный ренессанс превратил Монако в жемчужину Belle Époque. От границ до табакерок из фарфора — выставка исследует не только историю как политику, но и как чувство.

Почему стоит посетить?

Потому что вы, скорее всего, никогда не смотрели на Наполеона через призму Монако. Потому что мысль о маленьком княжестве, которое одновременно формирует и формируется двумя величайшими императорами Франции, — это историческая ирония, от которой не откажется ни один писатель. Потому что в мире, помешанном на династиях, пересечение судеб Бонапартов и Гримальди — одна из самых недооценённых драм Европы.

Гримальди и Бонапарты не делили трон, но делили историю — славную, трагичную и почти забытую. До этого момента.

Этим летом вы сможете оказаться в зале, где шепчут драгоценности, наблюдают портреты, и время мерно тикает в золоте. Наполеон возвращается в Монако — не с армией, а с выставкой.

И на этот раз — вы приглашены.

Показать больше
Back to top button