Горячие новостиДостопримечательности

Историческое ралли Монте-Карло вновь собирает любителей автоспорта

С 31 января по 7 февраля 2024 года в рамках ежегодного Исторического ралли Монте-Карло ретроавтомобили в очередной раз выйдут на старт ради победного финиша. Это одна из тех редчайших гонок в мире, в которой участвуют настоящие произведения искусства, — винтажные машины, о которых мечтают многие владельцы самых современных автомобилей.

Немного истории

Ралли Монте-Карло — старейшая автомобильная гонка в мире, которая проходит под патронатом князей Монако с 1911 года. Идея проводить соревнования на автомобилях марок и моделей, принимавших участие в знаменитых гонках прошлого, возникла в конце 1990-х, и вот в январе 1998 года состоялись первые гонки под названием Rallye Monte-Carlo Historique. На старт вышли машины, участвовавшие в Ралли Монте-Карло в период с 1955 по 1980 годы.

Гонка, основанная на принципе сочетания регулярности и концентрации, возрождает, прежде всего, дух ралли 1950–1980-х годов. В Историческом ралли Монте-Карло по традиции принимают участие такие автопроизводители с мировым именем, как Porsche, Peugeot, Citroёn, Lancia, Alfa Romeo, Renault, Volkswagen, BMW и другие.

Организаторы Исторического ралли Монте-Карло опираются на правила проведения Ралли Монте-Карло прошлого века, а именно: старт из разных городов, классические этапы и регулярность движения, подразумевающая прохождение маршрута не на время, а на точность. Главной задачей является соблюдение заданных параметров времени и средней скорости движения.

Ралли стартует из нескольких европейских городов, вошедших в историю Ралли Монте-Карло (Осло, Копенгаген, Глазго, Афины, Барселона, Милан и др.), и проходит в основном по горным дорогам в окрестностях французского города Валанс, расположенного примерно в 440 км от Монако. Средняя скорость на спецучастках редко превышает 55–60 км/ч, так что оценивается не столько скорость автомобиля, сколько его надежность и мастерство экипажа.

В 2014 году среди стартовых городов Исторического ралли Монте-Карло был Стокгольм. © Alamy.com

Кто принимает участие?

Среди участников Исторического ралли есть как любители автоспорта, так и профессионалы, например, семикратный победитель Ралли Монте-Карло монегаск Даниэль Элена или компания Peugeot, которая собирает команду каждый год.

Количество экипажей, желающих принять участие в уникальном заезде, росло из года в год, и если в первое время оно не превышало пятидесяти, то на сегодняшний день доходит до трехсот. Расти этой цифре и дальше не позволяют организаторы гонки: большее число машин Историческое Ралли, ради которого дороги не перекрываются, уже не сможет «переварить».

За всю историю гонки экипажи под флагом Монако поднимались на первую ступеньку пьедестала дважды. В первый раз это были Жан Ферри (Jean Ferry) и Патрик Кюрти (Patrick Curti) в 2003 году за рулем Autobianchi A112 Abarth 1975 года выпуска. Ровно через десять лет их успех повторили Жерар Брианти (Gérard Brianti) и Себастьян Шоль (Sébastien Chol) за рулем Alpine A110 1600 S 1970 года выпуска. По статистике, чаще других победителями становились бельгийские команды.

Марат Яруллин и Андрей Пономарев за рулем автомобиля Jaguar TYPE E 4.2 1968 года выпуска, 2022 год © ACM

В чем сложность Исторического ралли Монте-Карло

Уровень сложности ралли, как и массовость, также рос с годами. Например, увеличивалось количество точек контроля на маршруте, что является дополнительной проверкой мастерства водителя. Если на заре соревнований таких пунктов контроля насчитывалось пять-шесть, то сегодня их количество может доходить до двадцати. Кроме того, участники становятся все опытнее, ведь некоторые экипажи приезжают на ралли регулярно.

Также правилами ралли не запрещено совершенствовать автомобиль, так что навыки хорошего автомеханика дают существенное преимущество перед соперниками. Чтобы уравнять шансы участников, допускаются не все модификации машины, однако тот или иной апгрейд, разрешенный регламентом Исторического ралли Монте-Карло, считается нормой.

Наконец, последним этапом ралли является высокогорный перевал Col de Turini, 32-километровый серпантин, состоящий из 35 крутых поворотов практически без прямых участков, который называют самой драйверской дорогой в мире. Дополнительным испытанием становится то, что перевал нужно проходить ночью. За этим этапом закрепилось название «ночь кинжалов» — из-за ассоциации со светом фар, которые, словно кинжалы, прорезают перевал в полной темноте.

Участники Исторического ралли Монте-Карло в порту Эркюль, 2022 год © Maurizio Abbati for Hello Monaco

На дне ущелья

К счастью, за все время проведения Исторического ралли Монте-Карло не случилось ни одной трагедии. Меры безопасности и тщательный контроль их соблюдения делают свое дело. Однако и без опасных ситуаций не обошлось.

Некоторые участники Исторического ралли Монте-Карло не доходят до финиша, в первую очередь, по техническим причинам или из-за невозможности соблюдать установленный регламент по скорости. Но бывало и такое, что в узких горных ущельях участникам приходилось бросать свой автомобиль навсегда. Если людям и удавалось выбраться из ущелья, где застревал автомобиль, то вытащить саму машину иной раз оказывалось настолько дорого, что проще было ее бросить.

Знаменитый перевал Col de Turini в 1952 году © Alamy.com

Иногда из-за гололеда или снегопада участники срывались с трассы, при этом экипаж оставался в живых, а вот автомобили уже не подлежали восстановлению. Так, например, у советского автомобиля «Волга» ГАЗ-21 во время одной из гонок отказали тормоза. Машина вместе с экипажем улетела в пропасть, но благодаря надежной системе безопасности «Волги» экипаж выжил и даже выбрался самостоятельно. Подоспевшие на место аварии полицейские и пожарные поняли, что поднять машину со дна ущелья без спецтехники невозможно, поэтому было принято решение оставить «Волгу» на месте ее падения.

Одним словом, несмотря на то что Историческое ралли Монте-Карло нельзя назвать скоростным, его участники должны всегда помнить о том, что несоблюдение техники безопасности может им дорого обойтись.

Патрик Тамбай и Кристиан Дервьё на автомобиле Citroën DS 19 1965 года сражаются за победу в Историческом ралли Монте-Карло 2005 года © Alamy.com

26-е Историческое ралли Монте-Карло

Всего через три дня после финиша 92-го Ралли Монте-Карло экипажам, допущенным к старту 26-го Исторического ралли Монте-Карло, предстоит пройти не менее сложную трассу. В качестве стартовых городов в соревнования возвращаются Глазго и Милан. За победу в общем зачете будут бороться еще больше участников, мечтающих повторить прошлогодний успех швейцарцев Клаудио Энца и Кристины Сибергер, экипажа Lancia Fulvia 1.3 S 1970 года выпуска.

31 января в Глазго будет дан старт первому концентрационному этапу, а на следующий день состоятся старты в Бад-Хомбурге, Реймсе и Милане. Общим пунктом назначения традиционно будет Монако, и первые участники достигнут Княжества во второй половине дня 2 февраля. С 3 февраля пройдут основные соревнования, а победитель определится 7 февраля в час ночи на финише в порту Эркюль. Награждение состоится тем же вечером в Спортинге Монте-Карло.

Каждый год Историческое ралли Монте-Карло собирает любителей автоспорта разных возрастов, разных профессий и из разных стран, которых объединяет одно, — желание преодолеть легендарный маршрут старейшей гонки в мире.

24-е Историческое ралли Монте-Карло: сложности и спортивный дух
24-е Историческое ралли Монте-Карло (архив) © ACM Michael Alesi
Показать больше
Back to top button