Лучше художественные выставки лета и осени
Уильям Тёрнер и его поиск возвышенного в Гримальди Форуме
До 1 сентября
После выставки Клода Моне, которая произвела фурор прошлым летом, Монако ждет не менее интересная выставка невероятного Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера, художника-провидца, который первым сделал солнечный свет главным героем и даже творцом своих легендарных пейзажей. Задолго до появления импрессионистов Тёрнер начал переносить на холст не только цвета и мощь природных стихий, но и собственные эмоции от созерцания окружающего мира. Глядя на эти картины, несложно впасть в экстаз от невероятного чувства возвышенного. Именно такое восприятие работ мастера романтического пейзажа гарантирует публике величественная сценография выставки в Гримальди Форуме.
Шедевры, предоставленные легендарной лондонской галереей Тейт, некоторые из которых крайне редко покидают Соединенное Королевство, размещены напротив картин, скульптур, инсталляций и фотографий крупнейших деятелей искусства нашего времени, среди которых Джон Акомфра, Эдвард Буртинский, Питер Дойг, Олафур Элиассон, Ховард Ходжкин, Рони Хорн, Ричард Лонг, Лиза Милрой, Корнелия Паркер, Кэти Патерсон, Лор Пруво, Марк Ротко, Вольфганг Тильманс, Джеймс Таррелл и Джессика Уорбойс. Такое «противостояние» рождает увлекательный диалог, помогающий понять, в какой степени Тёрнер, движимый эмоциями и наперекор самому себе пришедший к абстракции, изменил живопись. По словам куратора выставки Элизабет Брук, «работы современных авторов призваны подчеркнуть актуальность пейзажей Тёрнера в его поиске возвышенного».
Тридцать восемь картин маслом и около сорока акварелей и гуашей нынешним летом будут представлены в залах Гримальди Форума. Среди них отражения в воде, написанные в Венеции, силуэты гор и закаты близ Гренобля, а также пейзажи родной художнику Англии. Работы Тёрнера раскрывают нам личность неутомимого путешественника, жившего в вечной погоне за сильными эмоциями, острыми ощущениями и магией творчества.
Turner, the sublime heritage
Grimaldi Forum Monaco
10, avenue Princesse Grace
Шагал и его крик о свободе в Ницце
До 16 сентября
Этим летом в Национальном музее Марка Шагала в Ницце проходит выставка, представляющая кардинально новый взгляд на творчество крупнейшего художника ХХ века. Шагал, родившийся в Белоруссии, входившей на тот момент в состав Российской Империи, пережил антисемитские преследования, две мировые войны, изгнание и личное горе. Автор великого «Библейского послания» из двенадцати картин Бытия и Исхода и «Песни Песней» считается гениальным колористом, поэтом и мечтателем, вдохновенно трактовавшим религиозные тексты. При этом политическая сторона его искусства десятилетиями оставалась в тени.
Своевременная выставка в Ницце — плод беззаветной и кропотливой архивной работы внучки художника. Мерет Мейер, присутствовавшая на открытии выставки, подчеркнула глубоко гуманистическую сущность искусства своего деда. На выставке можно увидеть настоящие шедевры, в том числе «Одиночество», предоставленное художественным музеем Тель-Авива. Картина была написана в 1933 году, когда в Германии к власти пришел Гитлер. Около жалкого и безутешного раввина с Торой в руках лежит белый теленок, огромный влажный глаз которого словно символизирует приближение грядущих трагедий. Еще одно полотно, которое никого не может оставить равнодушным, — «Пурим». Картина, написанная в 1916 году, была выставлена нацистами в Германии в 1937 году как образец дегенеративного искусства.
Национальный музей Марка Шагала также представляет ряд документов, свидетельствующих о потрясениях прошлого века, которые затронули величайших художников современности. Среди них две гравюры, иллюстрирующие книгу Анны Франк, и «Молитва памяти» 1946 года, с невероятной простотой и как бы вполголоса рассказывающая об ужасе Холокоста. Историческая и политическая направленность выставки подчеркивается документами, среди которых выписка из французского реестра, касающегося Шагала и его семьи, от 10 октября 1940 года: «Русский еврей, натурализован, национального интереса не представляет»…
Эта выставка большого художественного (и не только) значения впервые была представлена в La Piscine, музее искусства и промышленности в городе Рубе, и в мадридском Фонде MAPFRE. Грустный факт: открытие выставок состоялось 7 октября 2023 года. Что это, если не знак свыше..?
A Political Chagall. A Cry for Freedom
Marc Chagall National Museum
Avenue Dr. Ménard, Nice
Берта Моризо и ее Ривьера в Музее изящных искусств в Ницце
До 29 сентября
Это была эпоха роскошных курортов Ривьеры, яркий свет и пышная растительность которой буквально ослепляли первых туристов. Это было время перемен в истории искусства, когда художники стремились передать свои эмоции, прислушаться к собственным чувствам, по-другому взглянуть на мир, время рождения импрессионизма. В 2024 году по случаю 150-летия этого крупного художественного движения Музей изящных искусств Жюля Шере в Ницце посвящает выставку Берте Моризо, одной из самых известных художниц, работавших в этом стиле.
В своем творчестве эта чувствительная и утонченная женщина во многом вдохновлялась двумя зимами, проведенными на Ривьере, — в 1881–1882 гг. и 1888–1889 гг. Выставка представляет порядка шестидесяти работ, созданных Бертой Моризо на Лазурном берегу.
«Не думаю, что когда-либо существовал мужчина, который бы относился к женщине как к равной. Однако же это именно то, о чем бы я просила. Ведь я знаю, что я им ровня», — заявляла Берта. Наделенная яркой индивидуальностью, временами непокорная, дружившая с величайшими художниками своего времени, Берта Моризо знала, как зарекомендовать себя в художественной среде. Однако в те времена стереть границу между полами было действительно непросто.
Среди работ Берты в стиле импрессионизма на грани с абстракцией, представленных на выставке, два автопортрета, вид на порт Ниццы, сбор апельсинов в Симье. Здесь также можно полюбоваться картинами Ренуара и Моне. Некоторые из них, в том числе вид на Княжество, предоставлены княжеским Дворцом Монако.
Один раздел выставки посвящен современницами Берты Моризо. Экспозиция объединяет работы Мэри Кассат, Евы Гонсалес, Марии Башкирцевой и Луизы Бреслау, рассказывая об удивительном расцвете женского творчества на Ривьере во времена «Прекрасной эпохи». Импрессионизм, бросивший вызов нормам живописи, безусловно, сильнейшим образом повлиял и на общество в целом.
Berthe Morisot in Nice. Impressionist stops
Jules Chéret Museum of Fine Arts
33, Avenue des Baumettes, Nice
Мигель Барсело и его океаны на Вилле Палома
До 13 октября
Монако неразрывно связано с океанографией, и поэтому летняя выставка под названием «Мигель Барсело, океанограф» на Вилле Палома как нельзя более уместна именно в Княжестве. Новый Национальный музей Монако представляет работы уроженца Майорки Мигеля Барсело. Директор музея и куратор выставки Бьорн Дальстрём называет Барсело гениальным мастером как живописи, так и керамики. «Мне показалось интересным представить Барсело под определенным углом, а именно через его взаимоотношения с морем. В этом есть явный экологический подтекст: ведь даже если Барсело, строго говоря, не является экологом, его творчество взывает к нашей совести, — говорит Бьорн Дальстрём. — Мне нравятся выставки, которые скорее провоцируют, нежели объясняют. Барсело — это островитянин, великий представитель Средиземноморья».
Выставка предлагает около шестидесяти работ Мигеля Барсело, созданных за сорок лет активного творчества, и напоминает увлекательное путешествие от исследования бездны к человеческой фигуре, едва различимой в морских пейзажах и натюрмортах. Среди других заметных экспонатов масштабные композиции с мощными волнами, бронза и керамические работы, вдохновленные античными мастерами. Есть даже настоящий морской бестиарий, украшающий скатерти и простыни, — вышивка, выполненная художником на пару с матерью. Вот так крупный современный художник на время выставки в Монако действительно превратился в ученого-океанографа.
Miquel Barceló, oceanographer
Villa Paloma
56, boulevard du Jardin Exotique, Monaco
Ульрих Рампп и его космогония в Туррет-сюр-Лу
До 28 октября
Рекомендуем нашим читателям посетить очаровательный Туррет-сюр-Лу в окрестностях Ванса, средневековый «город фиалок», в котором скромный фиолетовый цветок культивируется на протяжении многих веков. С 1 июня местную ратушу, по воле одного художника-оформителя переживающую удивительную трансформацию, просто не узнать…
Ульрих Рампп предлагает нам совершить прыжок в будущее. Правда, весьма мрачное ввиду глобального потепления… За окном 2050 год. Льдины и ледники почти полностью растаяли, а вода поднялась до самого замка. Мэр спасается на втором этаже, а остальные сотрудники вынуждены добираться на работу вплавь. Такая зарисовка придает зловещему сценарию несколько юмористический оттенок.
Работа над воплощением идеи заняла у художника более двух лет. Для создания поглотивших здание волн он использовал переработанную кальку нежных голубых и белых тонов. Из этого же материала выполнены медузы, лосось и летучие рыбы. Красочная и веселая инсталляция, однако, ставит своей целью предупредить людей о грядущей опасности. Взрыв цвета на огромных полотнах, размещенных на стенах ратуши, символизирует рождение нашей планеты.
Выставка намекает на опасную ситуацию, в которой мы все оказались. Визуализируя худший сценарий развития событий, художник дает пищу для размышлений, но также и надежду, транслируя ее с помощью элегантных форм и ярких цветов. Мэрия Туррет-сюр-Лу определенно заслуживает похвалы за креативный подход к привлечению туристов и за внимание к современному искусству.
Cosmogonie. L’histoire de la Terre et du vivant
Castle Town Hall, Tourrettes-sur-Loup