Туристический бум на Лазурном побережье — палка о двух концах
Туризм — первая и самая важная экономическая составляющая всей деятельности на Лазурном берегу. Ничего удивительного в том, что туризм и формирует облик Лазурного побережья. Урбанизация, загрязнение, защита окружающей среды: как будет выглядеть Лазурное побережье через 20 лет, если ничего не менять и все будет продолжаться так, как идет сегодня?
За экономикой туризма, как пишет Самюэль Робер, научный работник в исследовательском институте CNRS, скрываются вполне конкретные цифры.
В 2015 году 11 миллионов туристов жили в среднем 6,2 ночи на побережье, что составляет 70 миллионов ночей в одном только регионе Приморских Альп и княжестве Монако, согласно цифрам регионального Комитета по туризму.
Главный источник богатства в департаменте — как раз расходы туристов на жилье. Эта сумма дошла до 5,5 миллиардов евро в 2015 году.
XX век стал веком загородных домов
С 19 века приобретение земель было продиктовано туризмом. Сначала это был зимний отдых англичан и русских, что спровоцировало строительство сотни отелей на побережье, а затем оставшиеся территории застроили особняками: XX век становится веком загородных домов. Между 1970 и 1990 годами их число растет с неимоверной скоростью. В 2012 году
Приморские Альпы и Монако насчитывают 760 000 различных типов жилья, среди которых 168 910 — загородные дома. В Антибах 32% составляют загородные резиденции, 39%процентов — в Ментоне. 30% этих владений принадлежит иностранцам. Лидируют среди иностранных владельцев этого жилья англичане, ирландские итальянцы, затем скандинавы и, наконец, бельгийцы.
Побережье насчитывает 35 портов с 18 402 кв. м под набережными и причалами, примерно 793 тысячи человек ежегодно отправляются в круизы из всех 5 главных портов побережья.
Наконец, транспортный вопрос. Дорога — главная магистраль прибытия туристов на побережья. Однако каждый четвертый турист прилетает на самолете для отдыха в своем загородном доме. Этот туристический бум имеет свое влияние на окружающую среду: разрушение или повреждение экосистемы посредством искусственного благоустройства естественных природных пространств, загрязнение окружающей среды и воды (бутылки, пластмасса, упаковки из-под продуктов, выхлопные газы, выброс парниковых газов и т.д.).
Во Франции туристическая деятельность составляет 6,5% ВВП страны, но производит также 4,8 миллиона тонн отходов ежегодно, а также 6% выброса парниковых газов (цифры Министерства по охране окружающей среды).
Однако же, когда впервые заговорили об осуществлении политики «устойчивого туризма» (это было в 1993 году) в руководстве, опубликованном мировой Организацией туризма и программой Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды. Составленный для локальных активных участников туристической деятельности, он детализировал меры, которые надо принимать, чтобы лучше управлять воздействием туристической деятельности на среду. Так как окружающая среда служит поддержкой туризму, его защищает, она была представлена как самая главная составляющая «долгосрочного успеха любой туристической деятельности».
В 1995 был принят «Устав устойчивого туризма». Десятью годами позже определение было обновлено с применением принципов длительного развития (и добавлением его трех опор: экология, экономика, социум) ко всем формам туризма.
В этой связи усилия княжества Монако и ее суверена Принца Альбера II становятся еще более важными: и отмена продажи пластиковых пакетов в супермаркетах, и переход всего правительства на экологически дружелюбные машины и материальное поощрение приобретателей подобных машин, а также инициатива по очистке пляжей.