Фицджеральд и Ремарк, Куприн и Чехов о Монте-Карло
Образы беззаботной французской Ривьеры и, в частности, Монако, не раз вдохновляли писателей и становились героями известных произведений. Мы решили напомнить вам о некоторых из них.
Например, Фрэнсис Скотт Фицджеральд отправил свою героиню, американскую актрису Розмэри, путешествовать по Лазурному побережью и наслаждаться «нежными ночами» в прибрежных городках. Девушка посетила Монако и Ла-Тюрби, проехав мимо «находившейся в процессе реконструкции киностудии компании »Гомон’’. На Лазурном берегу Розмэри встречает чету Дайверов, которые ведут замкнутую жизнь на своей вилле. Завтрак на пляже Монте-Карло для них не роскошь, а привычка. Однако отношения Дика Дайвера и 18-летней Розмэри ворвутся в обычную жизнь и полностью изменят судьбы героев.
Символично, что хореограф Борис Эйфман поставил балет по мотивам романа «Ночь нежна», и в сентябре этого года покажет его в Монако. Сюжет хореографического произведения – история взлета и падения одаренного врача-психиатра Дика Дайвера, не сумевшего реализовать свой талант и отстоять свое призвание в мире богатства. Поэтому постановка носит название Up & Down («Вверх и вниз»). Но вернемся к писателям.
Мимо французской Ривьеры не смог пройти и немецкий представитель так называемого «потерянного поколения» Эрих Мария Ремарк. Сразу в двух его произведениях герои неизменно оказываются в Монако и поблизости.
В романе «Триумфальная арка» немецкий хирург Равик, участник Первой мировой войны, везет свою возлюбленную итальянскую актрису Жоан на Лазурный берег. Пока Жоан наслаждается отдыхом с новыми друзьями, Равик берет машину и едет вдоль побережья. «Равик проехал в Ниццу и Монте-Карло, а затем в Вилль-Франш. Он любил эту старую небольшую гавань и немного посидел за столиком перед одним из бистро на набережной. Потом побродил по парку возле казино Монте-Карло и по кладбищу самоубийц, расположенному в горах высоко над морем. Отыскав одну из могил, он долго стоял перед ней, чему-то улыбаясь, затем узкими улочками старой Ниццы, через площади, украшенные монументами, проехал в новый город; потом вернулся в Канн, а из Канна направился вдоль побережья, туда, где красные скалы и где рыбацкие поселки носят библейские названия». Он вернулся в отель, поужинал в ресторане Eden Roc, а затем отправился в Канн играть в казино, куда позже приехала Жоан.
Разумеется, одним из самых знаменитых героев, которые ассоциируются с казино Монте-Карло, является шпион всех времен и народов Джеймс Бонд. Помимо фильмов, легендарное заведение занимает довольно значительное место в книгах Яна Флеминга об агенте 007. Стоит отметить, что в книгах это казино называется несколько по-другому, однако описано оно с такой потрясающей точностью, что не остается и тени сомнения о том, что речь идет именно о казино в Монте-Карло. Разумеется, Флеминг не первый, кто использовал это место в своих произведениях, однако образ казино в книге английского писателя является фундаментальным, в то время как у других оно лишь упоминается.
Главных героев его романа, Бертрама и Кэри, ожидает медовый месяц не где-нибудь, а в волшебном Монако. Обстоятельства заставляют Бертрама, довольно посредственного помощника главного бухгалтера, попытать судьбу в знаменитом казино Монте-Карло. После череды проигрышей он формирует систему, благодаря которой начинает выигрывать немалые суммы, тем самым привлекая внимание сильных мира сего…
Русских писателей, любивших бывать за границей, казино привлекало не меньше, чем Бертрама. А. П. Чехов писал в своем письме: «Это милое Монте-Карло очень похоже на хорошенький… разбойничий вертеп. Самоубийства проигравшихся – явление заурядное».
Монте-Карло фигурирует в одном из его юмористических рассказов под названием «Супруга», как место проживания Михаила Иваныча Риса, который, к несчастью для главного героя, оказался 23-летним любовником его молоденькой жены Ольги.
«Полгода назад товарищи-врачи решили, что у него начинается чахотка, и посоветовали ему бросить всё и уехать в Крым. Узнавши об этом, Ольга Дмитриевна сделала вид, что это ее очень испугало; она стала ласкаться к мужу и всё уверяла, что в Крыму холодно и скучно, а лучше бы в Ниццу, и что она поедет вместе и будет там ухаживать за ним, беречь его, покоить…
И теперь он понимал, почему жене так хочется именно в Ниццу: ее Michel живет в Монте-Карло».
Александр Куприн в своих воспоминаниях о «Лазурных берегах» отводит Монте-Карло целую главу, в которой не без иронии рассказывает читателям о казино Монте-Карло – «вертепе, воздвигнутом предприимчивым, талантливым Бланом на голой и бесплодной скале». Писатель вспоминает истории дворян и княгинь, которые не смогли устоять перед соблазном легких денег и, опьяненные «минутной победой над судьбой», оставляли в казино свое состояние, земельные владения, а вместе с ними и чувство собственного достоинства.
«Как жаль, что русские женщины, так нежно и поэтично нарисованные Тургеневым, Толстым и Некрасовым, неизбежно попадают в эту проклятую дыру!» – сетует писатель.
«Уехать с Лазурных берегов после сладкого выигрыша и чувствовать себя потом на всю жизнь гордым победителем и человеком с железной волей – это не так уже часто встречается. Расспросите-ка по этому поводу всех ваших знакомых, когда-либо посещавших Ниццу, Ментон, Канны, княжество Монако и Рокебрюн. Всякий вам наскажет с три короба случаев колоссальных, умопомрачительных, феерических выигрышей. А в результате?
– Увы. Полный крах. Пришлось у добрых знакомых взять взаймы на обратный проезд. Телеграфным переводам из России уже не доверяли. Все равно: получим – и опять поскачем в Монте-Карло, в это сосущее болото».