Луи Широн: самый титулованный гонщик из Монако
В 1899 году, буквально накануне наступления нового века, родился один из самых ярких и известных монегасков в мире — автогонщик Луи Александр Широн. Он одержал немало блестящих побед в Формуле 1, а также в 1955 году в возрасте 55 лет стал старейшим участником гонок Гран-при Монако, заняв шестое место. Публика обожала Широна ещё и за особую элегантность: чего только стоили его знаменитые шейные платки в горошек…
Луи Широн, родившийся в Монако, заработал себе такую славу на гоночном поприще, что вся Франция считала его своим. «Быстрый, как ветер» — так говорят о бегунах высокого уровня. «Гоняет, как Широн» — о такой похвале мечтал в те годы любой гонщик. Стиль вождения Широна, получившего прозвище «Старый Лис», вызывал восхищение, его называли перфекционистом и профессионалом. Много позже таких эпитетов будет удостоен другой выдающийся пилот, француз Ален Прост.
Прежде чем заняться гонками и одерживать победы в Гран-при, Луи Широн послужил во французских вооруженных силах во время Первой мировой войны, а затем поработал личным шофером у двух французских маршалов — Фердинанда Фоша, командовавшего Западным фронтом, и Филиппа Петена. Когда спустя менее 30 лет мир снова оказался на пороге войны, Луи Широн также не остался в стороне от борьбы с нацизмом. Во время Второй мировой войны он помогал переправлять сбитых британских летчиков через занятую Францию и Пиренеи обратно в Англию.
У каждого в жизни бывают взлеты и падения, и для Широна таким падением стала нелицеприятная история, связанная с талантливой женщиной. В 1949 году, на торжественном открытии первого послевоенного Ралли Монте-Карло, Широн обвинил одну из участников, известную в тридцатые годы гонщицу Хелле Нис, в связях с нацистами, прилюдно назвав ее агентом гестапо. В те годы такое обвинение могло иметь самые серьезные последствия, к тому же прозвучало оно из уст такой влиятельной личности в мире автоспорта, как Широн. От Хелле Нис тут же отвернулись спонсоры, друзья и поклонники, и её карьере пришел конец. Знаменитая женщина-пилот, воплощение эмансипации ХХ века, принявшая участие в 70 заездах высочайшего уровня, скончалась в полной нищете и забвении в Ницце в 1984 году. При этом обвинения в сотрудничестве с нацистами, несмотря на тщательную исследовательскую работу историков и биографов, так и не были доказаны и до сих пор считаются спорными.
Наследие Широна неразрывно связано с гонками в Монако, так как именно он стоит у истоков создания Гран-при Монако. Луи Широн также является победителем Гран-при Монако и Ралли Монте-Карло, и даже на закате жизни он принимал участие в Гран-при Монако, по личной просьбе князя Ренье III выполняя функции главного эксперта гонок вплоть до 1979 года. И после смерти Луи Широн остается легендарной личностью, занимая особое место среди великих монегасков в современной истории княжества. Кроме того, спортивный автомобиль Bugatti стоимостью в 2,4 млн фунта стерлингов, способный разгоняться до 500 км/ч, обладающий потрясающей мощностью в 1500 л.с., который в 2016 году был признан «самым быстрым автомобилем планеты», назван в честь Луи Широна, ведь именно за рулем автомобиля этой марки тот столько раз приходил к победе на гоночной трассе.
Интересно, что в жизни великий гонщик стартовал с довольно скромных позиций. Он родился в весьма небогатой семье, его родители были хозяевами гостиницы. В молодости Луи зарабатывал не только в автомастерской в Ницце. Красивый и элегантный юноша по вечерам танцевал в лучших заведениях Монако, среди которых, например, был отель Hôtel de Paris. И именно в этом кругу он начал заводить знакомства, которые позволили ему в будущем не отказаться от своего хобби и построить карьеру гонщика. Однажды он был представлен Альфреду Хоффману, наследнику фармацевтической империи «Хоффман-Ла Рош». В составе гоночных команд Хоффмана, а затем Этторе Бугатти, Широн добивается огромных успехов, включая самое большое количество победных мест в составе команды Bugatti. Однако вскоре из команды он был уволен. Случилось ли это из-за зависти со стороны других членов команды или же причиной стало повышенное внимание к нему жены Хоффмана, Элис Хоффман-Тробек, теперь неизвестно. Однако что ни делается, все к лучшему — судьба сразу же привела Луи в другую легендарную команду, к Энцо Феррари. Так Широн стал гонщиком команды Alfa Romeo.
Гоночная карьера Луи Широна охватила более трех десятилетий, с 1923-го по 1958-й. Тридцатые годы стали самыми яркими и плодотворными. В Bugatti и Alfa Romeo Широн записал на свой счет столько побед, что его почитали как национального героя во Франции, Чехословакии и, конечно же, в родном Монако, где он проживал в конце жизни и умер за полтора месяца до 80-летия.
В 1931 году Широн стал единственным монегаском, выигравшим Гран-при Монако. Он выиграл Гран-при и в Чехословакии, и во Франции по три раза в 1930-х годах до первого завершения спортивной карьеры в 1938 году. Болельщики любили его мягкую профессиональную езду, обходительный и веселый характер. После того, как он выиграл Гран-при в Германии и обогнал немецкие высококлассные автомобили на Гран-при во Франции, немцы прозвали его «Старым Лисом». Это случилось на пике его карьеры в 1934 году.
После Второй мировой войны он неожиданно принял решение вернуться на трек и одержал две ошеломляющие победы на французском Гран-при. Однако в 1948 году в его судьбе случился очередной печальный поворот. Во время гонок в Швейцарии итальянец Акилле Варци, постоянный соперник и друг Широна, потерпел аварию на треке. Автомобиль Варци перевернулся, при этом сам гонщик находился в болиде без шлема. Широн, принимавший участие в той же гонке, остановился и бросился на помощь, но было поздно, Варци был уже мертв… Смерть давнего друга потрясла Широна. Именно после этой трагедии Международная автомобильная федерация обязала всех гонщиков принимать участие в соревнованиях только в шлеме, тогда как прежде решение, надевать ли шлем, оставалось за самим спортсменом.
В пятидесятые годы в жизни Широна еще случались профессиональные взлеты. Самыми значительными среди них стали победа в Гран-при Монако в 1950-м и затем тот самый великолепный рекорд в Монако, когда Луи Широн в свои 55 лет занял шестое место в гонках, став самым возрастным пилотом, принявшим участие в гонках Формулы 1. Эксперты сходятся во мнении, что побить этот рекорд не удастся уже никому.
И все-таки самым важным наследием Луи Широна для потомков остается его участие в создании Гран-при Монако. Табачный магнат Энтони Ногес с сыном Алексом загорелись желанием организовать в Монако собственную гоночную трассу. Полные решимости, они объединились с Луи Широном, который увидел гоночный потенциал улиц Монако, а затем заручились помощью князя Луи, обеспечившего финансирование этого проекта. В итоге, в 1929 году состоялся первый Гран-при Монако. С 1979 года финальный поворот на трассе носит имя «Вираж Энтони Ногеса». А в районе Ла-Кондамин рядом с трассой Гран-при Монако установлен бюст великого Луи Широна.