Вспоминая Филибера Флоранса, художника из Монако
Улицы и здания Старого города Монако, возвышающегося на Скале по соседству с Княжеским замком, напоминают о тех, кто сделал княжество таким, каким мы видим его сегодня. Одна из улиц носит имя художника Филибера Флоранса, столетие со дня смерти которого в Монако отмечали в этом году.
6 декабря 1935 года Комитет по традициям Монако провел очередное собрание, где было принято решение «вызволить из небытия» имена современников, которые уже ушли из жизни, но верно служили княжеству и внесли большой вклад в его развитие в культурном плане. В списке оказался и Филибер Флоранс.
Будущее этого уроженца Монако было предопределено с детства. Филипп Антуан Венсан Флоранс (1839–1918) родился в монегасской семье, главными ценностями которой были творчество и искусство. Филибер — именно под этим именем он позже станет известен — приходился племянником Эркюлю Флорансу, франко-монегасскому художнику и путешественнику, который разработал собственный метод получения фотографий, причем еще за три года до того, как свой способ представил французский химик Луи Дагер, ныне признанный отцом фотографии. Неудивительно, что Филибер с детства заинтересовался искусством и, в частности, живописью и иллюстрацией.
В 1859 году 20-летний Филибер покинул княжество и отправился в Рим, где начал обучение живописи. Примечательно, что финансовую поддержку молодому монегаску оказал сам князь Карл III.
Работа в Монако
По возвращении в Монако Филибер принялся за работу. Ему было поручено обновить фрески на потолке в Тронном зале Княжеского дворца. Он также принял участие в оформлении других залов княжеской резиденции, в том числе и Галереи Эркюля. Эта галерея является настоящим сокровищем дворца. Ее потолок украшают 13 фресок, которые датируются эпохой Возрождения. На фресках изображены подвиги Геракла, а также сцены его рождения и смерти. Галерея была построена по воле князя Оноре II, который решил отдать дань памяти сына Эркюля, по нелепой случайности погибшего в 1651 году.
В 1863 году Филибер участвует в организации процессии Великой пятницы. В те времена обряд отличался от принятой сегодня традиции. Ночью в пятницу на Страстной неделе монегаски при свете факелов разыгрывали события Страстей Христовых. Филибер Флоранс создал эскизы костюмов для каждого персонажа этого красочного представления.
Ментон
После смерти отца Филибер покидает княжество, чтобы обосноваться в Ментоне. В небольшом французском городке неподалеку от Монако художник открывает собственную мастерскую. Здесь он активно занимается оформлением вилл русских и английских аристократов и преподает живопись детям зажиточных горожан.
Хотя в стиле художника прослеживается большое влияние классического направления живописи, цвет в его работах отличается свежестью и яркостью, а линии плавные и четкие. Филибер Флоранс работал во многих техниках: от акварели и пастели до фресок. А с возрастом, когда зрение начало ослабевать, он перешел на рисунки пером и тушью. Именно в этот период он сосредоточился на изображениях местных жителей. Из-под его пера вышли пастух, девушка у фонтана, рыбак, складывающий сети, горожане около часовни Святой Девоты.
Тогда же художник открыл вторую мастерскую, но уже в Монако, куда время от времени он приезжал повидать сестер и старых друзей. Для мастерской Флоранс выбрал здание на улице Princesse Marie de Lorraine в Монако-Вилль.
Монегасский художник ушел из жизни 25 января 1918 года и был похоронен в семейном склепе. В память о Филибере Флорансе его именем была названа одна из улиц в Монако-Вилль. К 150-летию со дня рождения художника были выпущены несколько марок с его работами.