ИнтервьюНовости

Изабель Бонналь: у нас каждый ученик в приоритете

HelloMonaco продолжает знакомить вас, дорогие читатели, с интересными людьми нашего княжества. Героями наших интервью были Екатерина и Владимир Семенихины, Гийом Роз и Анри Фиссор. Сегодня гостья нашей рубрики — Изабель Бонналь /Isabelle Bonnal/, директор департамента по образованию, делам молодежи и спорта Монако.
Ольга Таран: Кажется, всего год назад русский язык был введен в программу школ Монако. Каковы результаты этого нововведения?
Изабель Бонналь: Преподавание русского языка ведется в средних школах, начиная с учебного года 2014-2015, развитие русского языка в Монако является частью глобальной политики государства в сфере изучения языков и способствует расширению лингвистического разнообразия в наших учебных заведениях. В 2014 году пятьдесят учеников выбрали русский в качестве второго языка. В этом учебном году их количество значительно выросло и достигло 160 человек. С 6-го класса (подготовительный класс – прим. ред.) русский язык преподаётся как факультативный, с 4-го класса он входит в школьную программу в качестве второго языка. Могу сказать, что школьники проявляют большой интерес к русскому, поэтому его преподавание будет успешно развиваться с каждым годом, что не может не радовать.
Ольга Таран: Возможно, вы хотели бы отметить кого-то из тех, кто принимал и принимает активное участие и оказывает помощь во внедрении русского языка в школьную программу?
Изабель Бонналь: Преподаватели русского языка играют ключевую роль, но поддержка наших партнеров также важна. Например, в рамках Года России в Монако наши ученики отмечали русской Новый год и Рождество, а также принимали участие в конкурсе,  организованном при поддержке Екатерины Семенихиной, Почетного консула РФ в Монако. У 12 победителей появилась возможность посетить Москву и Санкт-Петербург.
Ольга Таран: Говоря о системе школьного обучения в Монако, какие его основные отличия от французской системы?
Изабель Бонналь: Княжество Монако предлагает педагогические программы, утвержденные Министерством национального образования Франции. Большинство преподавателей, которые работают в наших учебных заведениях – французские граждане. Однако, согласно франко-монегасскому договору от 1994 года в сфере образования, учебные заведения Монако могут предложить специальные программы, направленные на поддержание особенностей монегасского образования.
Отличительная черта программ в наших школах – преподавание истории Монако, монегасского языка, а также религиозное образование. Согласно решению князя Альбера II, открытость Монако является одним из приоритетов политики правительства. Так, изучение английского языка начинается еще в детском саду в возрасте трех лет, затем продолжается в школе. Помимо английского, можно выбрать итальянский, китайский, немецкий и испанский.
Еще одна особенность монегасской системы образования – поддержка учеников, независимо от их уровня успеваемости, национальности, культуры, способностей и жизненной позиции. Мы оказываем нашим ученикам помощь в поступлении в высшие учебные заведения, в частности, в британские. Кроме того, высококвалифицированные преподаватели английского языка помогают своими подопечным пройти сложную процедуру записи в зарубежные университеты.
Ученикам с низким уровнем успеваемости либо с ограниченными возможностями оказывается специальная социальная, медицинская и педагогическая поддержка согласно их потребностям.
Ольга Таран: Много молодежи после окончания школы уезжают учиться за границу и не возвращаются в Монако. Как вы думаете, создание университета, в котором можно было бы получить первое высшее образование, могло бы помочь решить эту проблему?
Изабель Бонналь: Насколько я знаю, создание государственного университета пока не входит в планы правительства. Однако я хочу отметить, что в княжестве студенты могут получить диплом о высшем техническом образовании (BTS) на уровне бакалавра, а также в области гостиничного бизнеса и ресторанного дела, бухгалтерского учета и управления предприятиями.
В принципе, обучение наших студентов за границей тоже является преимуществом. Я напоминаю, что князь Альбер II в своей речи от 12 июля 2015 года призвал молодежь «более активно проявлять себя в работе, быть амбициозными, а также углублять свои знания и опыт за границей, чтобы внести значительный вклад в развитие княжества».
Ольга Таран: Что еще может способствовать тому, чтобы молодежь оставалась в Монако?
Изабель Бонналь: С экономической точки зрения княжество является очень привлекательным местом, где такие секторы, как гостиничный бизнес и банковские услуги, играют важную роль. В связи с этим многие студенты возвращаются в княжество после учебы за границей, чтобы здесь строить свою карьеру.
Ольга Таран: Какие показатели успеваемости в школах Монако? В прошлом году был поставлен рекорд успеваемости — 100% учеников сдали выпускной экзамен БАК. Как обстоят дела в этом году?
Изабель Бонналь: Еще рано строить какие-либо гипотезы по этому поводу. Мы пока не получили результаты выпускных экзаменов. Тем не менее, мы надеемся, что этот год, как и предыдущие, еще раз докажет высокое качество образования в Монако.
Я верю, что старания наших учеников, преподавателей и педагогических групп приведут к успешному завершению учебного года 2015-2016.
Ольга Таран: Я знаю, что во Франции практика оставлять на второй год очень распространена. Много ли детей остаются на второй год?
Изабель Бонналь: Второгодников у нас очень мало. Мы стараемся оставлять на второй год только тех учеников, чей уровень успеваемости действительно этого требует. В этом случае учащемуся будет предложена педагогическая помощь для закрепления полученных знаний.
Как я уже говорила, ученикам, испытывающим какие-либо трудности в обучении, предлагается индивидуальная помощь. Таким образом, монегасская система образования предоставляет каждому ученику возможность добиться высоких результатов.
Ольга Таран: Монако — это страна, где живут люди разных национальностей на маленьком клочке земли – это делается для того, чтобы разные культуры сосуществовали вместе бесконфликтно? В том числе и в школе?
Изабель Бонналь: Действительно, в Монако в гармонии и взаимном уважении проживают более 120 национальностей. И я надеюсь, что это многообразие культур является еще одним богатством княжества. Учебные заведения не только занимаются образованием детей, но также являются школой жизни. Перед нами стоит задача следить за тем, чтобы каждый ученик смог удовлетворить свои запросы и ожидания. Изучение французского, а также других европейских языков, проведение различных культурных и образовательных мероприятий, создают спокойную атмосферу, где для каждого ученика найдется место.
Ольга Таран: Какие задачи перед системой образования Монако стоят наиболее остро?
Изабель Бонналь: Монегасская система образования должна обеспечивать социальную и культурную интеграцию всех учеников в будущее, которое им принадлежит. Наш мир непрерывно меняется, и система образования должна это учитывать. С этой целью правительство придерживается стратегии по внедрению и развитию цифровых форм обучения, которые позволяют использовать альтернативные методы преподавания.
Ольга Таран: Если бы вам предоставилась возможность построить школу своей мечты — какая бы она была?
Изабель Бонналь: Образование всегда было приоритетным направлением государственной политики, так как именно от него зависит будущее княжества. Результат постоянных инвестиций в эту область отражается в высоких учебных показателях, а также в поддержке каждого ученика в ходе его учебной деятельности, независимо от его культурной и национальной принадлежности и возможностей. Как вы, наверное, догадались, обеспечивать образование высокого уровня — значит инвестировать в будущее.
Я не утверждаю, что княжество предлагает безупречное образование, однако я могу с уверенностью сказать, что мы обеспечиваем высокое качество обучения, и каждый ученик находится в приоритете. Мне кажется, именно с этого начинается идеальное образование.

Показать больше
Back to top button