Горячие новостиКультура

Лучшие художественные выставки лета и осени

Бернар Вене в Ницце: 60 лет спустя

До 2 сентября

Бернар Вене на открытии персональной выставки в культурном центре Le 109 © Nicole Laffont

Если вы бывали в Ницце, вам наверняка знакомы дуги, воздвигнутые Бернаром Вене в саду Альбера I и на набережной Этаз-Юни, давно ставшие частью городского пейзажа. Сегодня монументальные работы всемирно известного скульптора установлены на всех континентах. Но с чего же началось творческое становление этого уроженца Верхнего Прованса? Что стало решающим фактором его стремительного взлета? Новая выставка в Ницце, возможно, даст нам ключ к этой загадке.

Летняя выставка в культурном центре Le 109 перенесет нас в 1963 год. В те времена начинающий скульптор Бернар Вене трудился в небольшой мастерской в Старом городе. Однажды вечером на строительной площадке в районе шикарной авеню де Верден он наткнулся на гравий и смолу. Именно тогда и возникла концепция его первой знаменитой работы «Куча угля», иллюстрирующей радикальные поиски нового искусства.

«Куча угля», созданная художником в 1960-е © Nicole Laffont

Со временем под влиянием художников Школы Ниццы творчество Бернара Вене приобрело иное измерение, позже по приглашению Армана он совершил поездку в Нью-Йорк. Однако выставка «1963: 60 лет спустя» возвращает нас именно в те времена, когда Вене еще находился в поисках своего стиля. Решительно отказываясь от протоптанных дорог, скульптор выступает за новую эстетику и эмоции. Его подход к искусству — научный, почти математический — в конечном итоге вылился в создание скульптур, переживших несколько десятилетий.

Бернар Вене на фоне своей работы Noir et Noir © Nicole Laffont

Будучи в просторном ангаре Le 109, не обойдите вниманием и выставку «A la volée» (В полете). Свои работы представляют лауреаты премии Jeune Création 2018 и 2019 годов Муна Бакули, Аментия Сиар Брошар, Йохан Крист-Бертран — молодые художники, в будущее которых верят Ницца и Фонд Вене.

1963. Un regard, 60 ans plus tard и A la volée

Le 109

89, Route de Turin, Nice

Клод Моне в Гримальди Форуме: ослепительное зрелище!

До 3 сентября

«Виллы в Бордигере», 1884, Коллекция Хассо Платтнера Photo: Grimaldi Forum Monaco

Летняя выставка 2023 года в Гримальди Форуме «Monet en plein lumière» (Моне в ярком свете), безусловно, войдет в историю. Около сотни картин, в том числе редко выставляемых, позволят посетителям совершить путешествие во вселенную мастера импрессионизма, который сметает все условности, раскрывая даже не реальность как таковую, а атмосферу, которой она пропитана.

«Я хочу написать ощущение, в котором обитают мост, дом, лодка. Красоту атмосферы, которая их окружает… Мотив — нечто вторичное. То, что я хочу воспроизвести, есть нечто среднее между мотивом и мной самим», — говорил знаменитый любитель кувшинок.

Сто сорок лет назад Клод Моне впервые работал на Французской и Итальянской Ривьере. В очаровательной деревушке Дольчеаква на лигурийском побережье он рисовал небольшой мост, а в Бордигере был вдохновлен величественными деревьями виллы Мариани. Позже, в 1888 году, в Антибе Моне установил мольберт прямо на пляже Салис, чтобы успеть запечатлеть эфемерные вибрации света, меняющегося ежесекундно…

«Гребцы в Аржантёе», 1874, Коллекция Нахмадов Photo: Grimaldi Forum Monaco

Оригинальная сценография, выбранная Марианной Матьё, большим знатоком Моне и куратором выставки, просто завораживает. Нас словно приглашают взглянуть на эти шедевры, не пытаясь их описать, осмыслить или приблизить к реальности. «Давайте задумаемся о том, не что, а когда писал Моне. Будем искать не мотив, а момент времени…»

В 1883 году Клод Моне исследовал Монте-Карло, Итальянскую Ривьеру и соседние деревни в компании своего друга Пьера-Огюста Ренуара. Для человека, выросшего в Париже, это были совершенно новые цвета, элементы, рельефы и абсолютно неожиданные линии. Под солнцем Французской Ривьеры Моне как художник совершил рывок и, существенно расширив свою палитру, продолжал искать новые оттенки.

Прекрасная выставка Клода Моне в Гримальди Форуме представляет знаковые картины мастера, наполненные ярким внутренним светом. Две картины из тех, что можно увидеть на выставке, предоставлены княжеским Дворцом Монако.

Monet en plein lumière

Grimaldi Forum

10, Avenue Princesse Grace, Monaco

Мария Каллас в Больё-сюр-Мер: к столетию иконы стиля

До 3 сентября

Божественная Мария Каллас © Topfoto / Roger-Viollet

Этим летом вилла Керилос в Больё-сюр-Мер отдает дань памяти великой актрисы и красивой женщины, которую называли Божественной. По случаю столетия со дня рождения Марии Каллас Центр национальных памятников представляет коллекцию ценных вещей и фотографий, рассказывающих о жизни певицы, родившейся в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Специально для выставки коллекционер Никос Харалампопулос любезно предоставил порядка тридцати не известных широкой публике экспонатов, некогда принадлежавших легендарной оперной исполнительнице. Костюмы, одежда, партитуры, фотографии, плакаты и письма от многочисленных поклонников — все это можно увидеть на уникальной выставке.

В фильме «Медея» Пьера Паоло Пазолини Photo Roger Viollet

Имя Марии Каллас вызывает в памяти не только звуки ее необыкновенного голоса. Не меньше потрясает драматический талант дивы, исполнявшей роли Нормы, Тоски, Медеи и Виолетты на самых престижных сценах мира. Каллас по-настоящему проживала трагическую судьбу своих героинь, стирая границы между оперой и театральным искусством.

С Аристотелем Онассисом Photo Roger Viollet

Вилла Керилос стала идеальным местом для воспоминаний о гениальной гречанке. Сильные эмоции вызывает все, что так или иначе несет на себе отсвет славы Каллас, например, перчатки Виолетты, которые она надевала, выступая в «Травиате» Верди.

Maria Callas, a modern icon. The Nikos Haralambopoulos collection

Villa Kérylos

Impasse Gustave Eiffel, Beaulieu-sur-Mer

Жан-Поль Риопель в Сен-Поль-де-Ванс: великолепие абстрактного экспрессионизма

До 12 ноября

«Без названия», 1948 © ADAGP, Paris, 2023

Глубокая связь между еще одним юбиляром нынешнего года, Жан-Полем Риопелем, и семьей Маг оставила яркий след в истории современного искусства. Художник впервые выставлялся в галерее Маг в Париже в 1966 году, позже, в 1970 и 1990 годах, такие выставки были организованы Фондом Маг в Сен-Поль-де-Ванс.

«Без названия», 1955 © ADAGP, Paris, 2023

Работы Жан-Поля Риопеля, представленные на выставке «Jean-Paul Riopelle — Parfums d’ateliers», проходящей в год столетия художника, выгодно подчеркнуты хореографией от Ноэ Сулье. В «Пассажах» впервые используются декорации, придуманные Риопелем еще в 1967 году для американского хореографа Мерса Каннингема и воссозданные по особому случаю.

«Запахи мастерских» (так переводится название выставки) по-новому исследуют творчество художника, приглашая нас в путешествие по местам, где рождались его творения. Мы видим многочисленные мастерские по обе стороны Атлантики, где работал Жан-Поль Риопель и где совершенствовался его неповторимый стиль.

Эскиз декорации для хореографа Мерса Каннингема, 1967 © ADAGP, Paris, 2023

Порядка 180 картин, рисунков, скульптур, керамики, коллажей, гобеленов знакомят нас с творчеством художника, умело использовавшего целую палитру различных техник. Некоторые работы вдохновлены скандинавскими традициями, в частности, известной инуитской игрой в нити. Здесь также выставлена серия из девяти впечатляющих оригинальных литографий и самая большая картина Риопеля «Шеврёз», специально предоставленная по этому случаю Центром Помпиду.

«Без названия», 1971 Photo Galerie Maeght © ADAGP, Paris, 2023

«Его картины подобны склону горы, скрывающему мраморный карьер… Из глубины, подобно расплавленной лаве, вдруг возникает идеально чистый кристалл». Удачная метафора искусствоведа Франко Руссоли прекрасно описывает творчество, пожалуй, самого яркого канадского художника.

Jean-Paul Riopelle — Parfums d’ateliers

Fondation Maeght

623, Chemin des Gardettes, Saint-Paul de Vence

Показать больше
Back to top button