Культура

Лучшие художественные выставки весны

Мир глазами Эми Шеральд в галерее Hauser & Wirth в Монако

До 15 апреля

Так выглядит наше время крупным планом. Мир, каков он есть, каким должен быть, каким мы его строим или видим в будущем, предстает на первой европейской выставке Эми Шеральд, одной из самых известных американских портретистов. Карьера Эми получила небывалый рывок в 2018 году благодаря портрету Мишель Обамы. На портрете мы видим первую леди США в платье с геометрическими узорами, напоминающими стиль Мондриана, красивую и успокаивающую всем своим видом, в непринужденной неакадемической позе. Портрет не только великолепен сам по себе, но и имеет определенный социальный и политический контекст.

Эми Шеральд, Раскрепощение (Deliverance), 2022, Масло, холст
275,4 × 631,1 × 6,4 см, Фото : Алекс Дельфан, © Amy Sherald
Courtesy the artist and Hauser & Wirth

Искусство Эми Шеральд, несомненно, выделяется из общей массы. Ее работы, висящие на картинных рейлах великолепной галереи Hauser & Wirth в самом сердце Монте-Карло, отличаются редкой чистотой и силой. Некоторые из них были предоставлены во временное пользование крупнейшими музеями мира — например, изображение мальчика, собирающегося спуститься с горки. Он смотрит вдаль, уверенный в себе, готовый к будущему.

Влияние афроамериканского сообщества характерно для всего творчества Эми Шеральд. Нам открывается огромное пространство для размышлений на тему «Мир, который мы создаем». Эти лица настолько реалистичны, что кажутся осязаемыми. Портреты, которые создает Эми, постоянно отсылают к истории искусства. Речь, в частности, идет о фотографии, обошедшей весь мир в 1945 году после победы над нацистами. Это знаменитый поцелуй, пойманный на лету фотографом Альфредом Эйзенштадтом посреди многолюдной Таймс-сквер в Нью-Йорке. На картине Эми Шеральд мы видим гомосексуальную пару на ярком и даже гиперреалистичном фоне небесно-голубого цвета. Художница перемещает культовую картинку из прошлого, провозглашая право на любовь для всех.

Каждая из картин, представленных в галерее Hauser & Wirth Monaco, словно предлагает увидеть мир по-новому. Даже лица и тела изображаются не черными, а скорее в мягких, светящихся оттенках серого. Взгляды людей кажутся пустыми и в то же время пронзительными. Так мир, который мы строим, призывает нас взглянуть на него под другим углом.

Amy Sherald. The World We Make

Hauser & Wirth Monaco

One Monte-Carlo, 1, Casino Square

Модели, созданные для Жанны Моро @ Nicole Laffont

Музы Пьера Кардена в Гримальди Форуме в Монако

15 и 16 апреля

В жизни Пьера Кардена было две музы — актриса Жанна Моро, которая во многом способствовала взлету карьеры великого кутюрье в шестидесятые годы, и Сильвана Лоренц, многие годы служившая идеальной моделью для маэстро. Позднее Сильвана приобрела на аукционе великолепную коллекцию вещей, созданных Карденом для Жанны Моро: расшитая пайетками туника-пагода, шерстяное пальто на норковой подкладке, вечернее платье из бархата и атласа, черный виниловый плащ… Эти модели предстанут перед публикой на выставке, над которой работал режиссер Оперы Ниццы Бернар Барберо. Акварели Кэролайн Дени, вдохновленные фантастической резиденцией Пьера Кардена, «Дворцом пузырей» в Теуль-сюр-Мер, призваны особым образом оттенить творения Кардена, а серия гуашей Фила де Родрига предстает в виде комикса, посвященного легендарному кутюрье.

Сильвана Лоренц на фоне платьев от Кардена @ Nicole Laffont

Оригинальная выставка, впервые представленная в галерее Депардье в Ницце, известной своей смелостью и открытостью к художникам-авангардистам, станет прекрасным сюрпризом для посетителей Книжной ярмарки Монако 15 и 16 апреля. Ее центральный экспонент — платье весталки темно-красного цвета, созданное специально для Сильваны Лоренц, коронованной верховной жрицы культа Кардена на протяжении трех десятилетий. Позднее вторая муза кутюрье напишет книгу «Мадам Карден. При дворе последнего императора моды». Книга повествует о том, как Сильвана чуть не стала женой человека, который, по ее словам, изобрел все, что только существует в мире высокой моды. Это свадьба, к большому сожалению автора, так и не состоялась.

Афиша к фильму «Ева» с Жанной Моро. Костюмы главной героини были придуманы Карденом. @ Nicole Laffont
Стены зала украшены рисунками гуашью Фила де Родрига. @ Nicole Laffont

Grimaldi Forum

10, Avenue Princess Grace, Espace Diaghilev

Красочный перформанс от японской художницы Макико Фуруичи @ Nicole Laffont

Современный взгляд на Марка Шагала в музее Ниццы

До 30 апреля

Пятьдесят лет назад в Ницце, в районе Симье, был основан первый музей, посвященный художнику при жизни. Марк Шагал лично присутствовал на его открытии. С тех пор тысячи восторженных поклонников Шагала съезжаются со всего мира, чтобы прикоснуться к его «Библейскому посланию», настоящей оде жизни. В 2023 году по случаю юбилея в музее планируется ряд торжественных мероприятий, среди которых выставка, состоящая из трех частей. Она позволит молодым художникам взглянуть на шедевральные произведения искусства современным взглядом.

Цвет тут выглядит так, как будто он смог стать живой материей, он свободен, ослепителен и жизнерадостен. Взрыв синего, охры и киновари в работах японской художницы Макико Фуруичи, отсылает нас прямиком к искусству Шагала. Целый зал музея посвящен акварелям и летящим по воздуху поэтическим и фантасмагорическим фигурам, причем, расположены они как раз напротив мозаики с изображением пророка Илии, созданной самим Шагалом. Стоит сказать, что Макико выросла в Японии в храме, созданном ее бабушкой, и эта близость к духовной жизни перекликается с детством Шагала, наполненным хасидскими ритуалами. Так религия, изображенная с чрезвычайной свободой, служит лейтмотивом творчества обоих художников.

Красочный перформанс от японской художницы Макико Фуруичи @ Nicole Laffont

Еще одна интересная интерпретация принадлежит писателю Стефану Ламберу. Он предлагает нам оригинальную экспозицию, открывающую иного, очень личного и тайного Шагала. Этот «преображенный мир» — своего рода путешествие по стопам легендарного художника, который уносится из реальности в царство грез на крыльях ангелов.

В первой части программы, посвященной пятидесятилетию Музея Шагала, также принимают участие артисты балета Мимоза Койке и Асьер Эдесо. Их «Скрестные шаги» в совместной постановке с Балетом Монте-Карло — трогательная интерпретация универсального библейского послания. Фильм, демонстрируемый в великолепном зале музея, становится апофеозом успешного диалога разных видов искусства.

Chagall et moi! A contemporary outlook on Marc Chagall

Marc Chagall National Museum

Avenue Dr Ménard, Nice

Обнаженная с «Одалисками» Матисса на закате © Estate of Tom Wesselmann / Adagp, Paris, 2023 Photo © Jeffrey Sturges

Том Вессельман, вдохновленный Матиссом, в Ницце

До 29 мая

В 2023 году музей Матисса в Ницце отмечает шестидесятилетие. В юбилейный год здесь пройдет ряд концертов, конференций и тематических встреч. Наследию великого Мастера, покоящегося неподалеку от музея на холме Симье, также будут посвящены четыре крупные выставки.

Весенняя выставка представляет порядка сорока работ Тома Вессельмана. Один из самых известных представителей поп-арта предпочитал называть себя «рисовальщиком» и не скрывал своего восторга перед Матиссом, основоположником фовизма. «Что меня поразило в Матиссе, так это степень откровенной и завораживающей красоты его картин. Невозможно созерцать эти произведения без чувства некоего волнения», — говорил Вессельман.

Первая юбилейная выставка демонстрирует публике, насколько Вессельман усвоил некоторые приемы маэстро как в небольших набросках, так и в масштабных работах, где перемешаны коллаж, рисунок и живопись. Четыре раздела выставки — коллажи, «Великие американские обнаженные», «Стальные рисунки» и «Обнаженные на закате» — являют собой увлекательный диалог двух незаурядных живописцев.

После смерти Матисса, к тому времени уже хорошо известного в США, Вессельман стал проявлять особый интерес к его творчеству. «Я многому научился у Матисса, — рассказывал художник. — Бывало, я часами разглядывал репродукции его картин. В наших воображаемых беседах я просил его объяснить, почему он изобразил каждый элемент именно так, а не иначе».

Ман Рэй в «Танце» © Estate of Tom Wesselmann / Adagp, Paris, 2023 Photo © Jeffrey Sturges

Значительно позже, в 2003 году, Вессельман напишет «Обнаженную с «Одалисками» Матисса на закате», цитируя известное произведение французского гения и тем самым подчеркивая, насколько современным остается искусство Матисса даже спустя почти полвека после ухода из жизни.

Tom Wesselmann. After Matisse

Musée Matisse

164, Avenue des Arènes de Cimiez de Nice

Показать больше
Back to top button