Место под солнцем — и под землёй: Монако делает ставку на велосипеды
В Монако происходит тихая революция — велосипедная. На недавнем форуме EVER Monaco, который уже 20 лет объединяет специалистов по устойчивой мобильности и энергетическим инновациям, министр по вопросам оборудования, окружающей среды и градостроительства (отвечающая за мобильность) Селин Карон-Дагони представила, казалось бы, простую меру, но в контексте Монако — почти героическую: создание специальных зон для парковки велосипедов внутри существующих общественных автостоянок.
Княжество, несмотря на свои компактные размеры, сталкивается с большими транспортными вызовами. Узкие улицы, ограниченные парковочные места, множество туннелей. Правительство продвигает стратегию мобильности, делающую ставку не на расширение автопарковок, а на развитие общественного транспорта, системы пересадочных стоянок и «мягкой мобильности» — пешеходного и велосипедного движения, а также электровелосипедов.
Создание инфраструктуры для велосипедов в автостоянках — часть этого сдвига. Благодаря оборудованным, огороженным зонам с доступом по абонементу — как для обычных, так и для электрических велосипедов — власти подают ясный сигнал: в Монако велосипеды тоже имеют значение.
Кроме того, план предусматривает станции подзарядки электровелосипедов, что отражает реальность: многие, кто решится пересесть с четырёх колёс на два, всё же хотят сохранить комфорт и мощность.
Вызов и преимущество масштаба Монако
В стране, где каждый квадратный метр должен выполнять несколько функций, поиск пространства — это настоящая головоломка. И всё же именно небольшой масштаб даёт гибкость.
Перераспределив часть постоянных мест в автостоянках, государство освободило место для этих велосипедных решений. Подход сродни перемещению фигур на шахматной доске.
От идеи к реализации
Велозона в паркинге Луи II уже находится в процессе обустройства под туннелем. Вскоре инфраструктура появится и на других площадках — Ла Колль и Стадион Луи II.
Модели подписки и тарифы сейчас разрабатываются — Министерство работает над ценовой структурой, запуск ожидается в следующем году.
Эта инициатива — не изолированный шаг, а часть более широкой программы мобильности Монако. К примеру, недавно построенный паркинг Les Salines стал образцом смешанного использования: 1790 парковочных мест, 100 станций подзарядки электромобилей и выделенные зоны для велосипедов и электровелосипедов.
Сам форум EVER Monaco, в своём 20-м выпуске, также сдвинул фокус — от концептов и прототипов к реальным системам инфраструктуры и мобильности.
Одновременно власти размышляют, как избежать непредвиденных последствий стимулов — например, чтобы бесплатные станции зарядки не использовались чрезмерно нерезидентами.
Конечно, многое будет зависеть от самих жителей и работников: пересядут ли они из своих автомобилей на велосипеды или электровелосипеды, снижая тем самым уровень заторов и выбросов?
