Культура

Михаил Барышников выступит в Монако

Михаил Барышников и Роберт Уилсон представят самое ожидаемое шоу года в Монако. Выступления состоятся на сцене Оперы Монте-Карло с 30 июня по 3 июля. Почему же этих артистов с таким нетерпением ждут в каждом уголке мира, куда бы они ни отправились?

Михаил Барышников – лучший танцор русского балета, кроме этого является одним из самых известных «дезертиров». Впервые он бежал из Санкт-Петербурга, отправившись познавать балетное искусство за рубежом, где нашел свой неповторимый стиль, и не последнюю роль сыграли его знакомства с такими великими людьми мира танца как Джордж Баланчин, Фредерик Аштон, а также с современными хореографами, такими как Пол Тэйлор, Твайла Тарп и Марк Моррис.

Михаил Барышников
Михаил Барышников

Артист родился 27 января 1948 года в Риге в семье офицера. Любовь к искусству и театру Михаилу привила ему мать, которая не упускала случая сводить сына в театр, в то время как с отцом контакт у Михаила не налаживался: тот был человеком суровым, далеким от искусства, истинным военным.

Уже в юном возрасте мать отдала Михаила в балетную школу, а потом в Рижское хореографическое училище. Когда Мише исполнилось 12 лет, его мать покончила жизнь самоубийством, причина так и осталась неизвестной. Отец вскоре снова женился, однако Михаил чувствовал, что он как будто бы больше не принадлежит этой семье. А позже, когда он уезжает учиться в Ленинград, его и без того слабая связь с отцом нарушается окончательно и практически прекращается.

В 1967 году Михаил закончил ЛХУ, его наставником был А. И. Пушкин. В знаменитое Ленинградское хореографическое училище к педагогу А. И. Пушкину Барышников попал волей случая. В 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде. Один из коллег Михаила, артист Театра оперы и балета имени С.М.Кирова, отвел его к преподавателю по хореографии А. И. Пушкину, который проэкзаменовал юношу и предложил ему поступить в училище. Михаил прислушался к совету известного педагога и стал учиться в ЛХУ.

Михаил Барышников сегодня

Будучи еще учеником ЛХУ, Михаил Барышников завоевал свою первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне в 1966 году. Талант артиста скрыть было невозможно ни от публики, ни от мастеров танца. Итак, по окончании знаменитой русской балетной школы Михаил с 1967 по 1974 год был солистом Театра оперы и балета им. Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра). Он покорил своими исключительными особенностями и умением непревзойденно танцевать. Его фирменными были такие элементы как прыжок с баллоном и элевацией, для него характерна идеальная координация движений, музыкальность и уникальный артистический дар, которые придавали свой неповторимый шарм каждому его выступлению.

Выступление Барышникова

В 1973 году Барышников, признанный лучшим артистом труппы, получает возможность провести свой собственный творческий вечер. Программу танцор выбирает необычную. Он формирует свой вечер из одноактных балетов в постановке двух современных хореографов: «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя» Мурдмаа и «Дивертисмент» Алексидзе. Этот вечер стал вершиной признания Барышникова в России. В том же году артист был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

Однако общая ситуация в тогдашней России: как политическая, так и в сфере культуры, душили танцора, его талант, его стремления, часто противоборствовали с творческим поиском в мире танца. Как писал позже его хороший друг Иосиф Бродский: «Если бы Миша остался в России, он бы спился».

Всю свою жизнь Михаил Барышников стремился к творческой свободе. Поэтому неудивительно, что в 1974 году во время гастролей труппы в Канаде, Михаил не устоял перед предложением коллеги остаться за границей и не возвращаться в Россию. Хотя, по словам его близких друзей, выбор этот Михаилу дался непросто, ведь в России остались его близкие друзья и любимый пудель Фома.

Тогда, в 1974 году, Михаил получил приглашение в труппу Американского театра балета от своего старого знакомого Александра Минца. Минц и стал главным организатором побега артиста.

Побег Барышникова достоин отдельной зарисовки. Дело было после заключительного гала-концерта советской балетной труппы во время гастролей. Михаил вышел на улицу после представления, где попал в окружение обожающей его публики и стал раздавать автографы. Через какое-то время он сообщил своим фанатам: «Извините, мне нужно отойти, я вернусь через минутку», — и бросился бежать. «Толпа не стала ждать и побежала следом, — со смехом вспоминает Михаил. – Тогда я остановился и раздал еще несколько автографов». Всё это время друзья ждали его в автомобиле неподалеку от театра. В общем и целом побег удался. Единственное, что сильно волновало Михаила — это судьба покинутой труппы, где он никого не поставил в известность о побеге, так как на родине их ждали «допросы».

И вот, попросив у канадского правительства политического убежища, Михаил становится третьим великим «невозвращенцем» русского балета после Нуреева и Наталии Макаровой, которые также бежали в свое время от ограничивающей их коммунистической системы.

Репетиция Барышникова

Вскоре «Misha», как его называют в Штатах, выходит на поклон под рукоплескание восторженной американской публики после своего великолепного выступления с Наталией Макаровой в балете «Жизель». Занавес поднимали 24 раза, чтобы снова вызвать на поклон новую взошедшую на небосклоне мира танцев звезду, которой Михаил остается и по сей день.

Барышников был близким другом Рудольфа Нуреева, которого очень уважал за талант и неуемную силу, энергию и умение работать, а главное — за любовь к своей работе, и так говорит о нём: «Руди все время танцевал, он хотел быть на сцене каждый день, что бы ни происходило».

Однако Михаил не был сторонником хореографии Нуреева, не очень любил выступать в его постановках, в чем свою роль играл и недостаток роста (рост Михаила – 1 м 68 см, что непривычно невысокий рост для танцоров балета), также он называл хореографию Нуреева «несколько суетливой». Однако ряд профессиональных разногласий не мешал им дружить.

Михаил Барышников и Рудольф Нуреев
Михаил Барышников и Рудольф Нуреев

Однажды Михаил заглянул к Нурееву во время перерыва между двумя спектаклями «Спящая красавица». По воспоминаниям Барышникова он застал маэстро в горячей ванне: «Он принимал горячую ванну, пил чай, выглядел он как известный образ с картины «Смерть Марата». Я сказал: «Рудольф, ты похож на мертвую старуху». А он в ответ лишь засмеялся. Я понимал и видел, что он был изможден. А затем он встал и отправился на выступление, и станцевал тот же самый спектакль с балериной. Это невероятно, этим невозможно не восхищаться».

С 2005 года Барышников руководит одноименным Арт-центром в Нью-Йорке, который дает возможность артистам разных жанров со всего мира экспериментировать и выступать вместе. Также он не упускает случая, стараясь всегда поддержать русскую культуру: он принимает в своем центре постановки небольших российских театров и помогает студентам приезжать в Штаты по программам обмена. В 2006 году артист создал также балетную труппу Hell`s Kitchen Dance.

«Я больше люблю процесс, чем сам факт выступления. Когда начинаешь выступать — это цыганская жизнь. Один день не похож на другой. Просыпаешься утром и начинаешь нервничать. Мне это не по душе. Я люблю выступать, но не люблю все эти нервы. А на репетициях я чувствую себя, как дома», — рассказывает сам Михаил в одном из своих интервью.

Спекталь Михаила Барышникова и Роберта Уилсона заслуживает отдельного разговора. «Письмо к человеку» — это автобиографическое представление, посвященное одному из самых известных танцовщиков Русского балета Дягилева и выдающемуся балетмейстеру — Вацлаву Нижинскому. Особенность этой постановки еще и в том, что дневник, взятый за основу произведения, Нижинский написал в 1919 году, когда у него уже была констатирована шизофрения. Он вел дневники с января по март 1919 года, а впервые они были опубликованы лишь в 1936 году.

Барышников на сцене

«Режиссер Роберт Уилсон использовал для постановки также письмо, которое никогда не было отправлено. Это письмо к Дягилеву. По большому счету, «Письмо человеку» — это и есть все эти дневники, письма человеку, который отверг его после его женитьбы на австрийке. Поэтому Роберт Уилсон и сценарист Дерил Пинкни так и назвали эту постановку», — делится Барышников с прессой после постановки в Латвии в прошлом году.

«Спектакль еще совсем свежий, сыгран он был всего 20-30 раз. Это постановка об отношениях гениального танцовщика с богом, с жизнью, искусством, с семьей и с глубинами собственной души», — рассказывает сам Роберт Уилсон.

Роберт Уилсон — выдающийся специалист по авангарду. Спектакли Уилсона всегда отличаются своей инновационностью, а также огромным количеством осветительной техники, которая играет немаловажную роль в постановке, поэтому не в любом театре порой можно поставить его спектакли.

Премьера спектакля «Письмо к человеку» уже прошла в прошлом году в Италии, в городе Сполетто, а также на малой Родине Михаила Барышникова в Риге, и объехала крупнейшие европейские столицы, а также ряд город США. В этом году спектакль запланирован в Монте-Карло, в Риге, в ряде городов Франции, в Италии, а затем он снова отправится покорять сердца американской аудитории, и в следующем году в очередной раз вернется на европейский континент. И несмотря на то, что премьеры уже минули в прошедшем году, как только в театральных кассах появляются билеты на грядущие постановки «Письма к человеку» с Михаилом Барышниковым, они раскупаются в считанные часы.

Показать больше
Back to top button