Культура

Последнее послание Бена: знаменитый на весь мир художник не пережил смерти жены

О Бене можно писать бесконечно. И как о художнике, и как о человеке. В 1960-х годах этот уникальный бунтарь разрушил все каноны так называемого арт-общества, придав современному искусству радикально новый импульс. Его смерть полностью укладывается в логику его жизни: Бен покончил с собой в своем доме в Ницце спустя несколько часов после смерти от инсульта его жены Анни. Решение, достойное греческой трагедии.

О случившемся рассказал художник Бенуа Барбальи, внук Бена и Анни, сын их дочери Евы Вотье. Предсмертная записка Бена содержала одну-единственную пронзительную фразу: «Я не могу жить без Анни»… Последнее признание в любви после почти шестидесятилетней совместной жизни, полной потрясений, страстей, сомнений и исследований. Многие называли Анни святой. И действительно, нелегко было делить жизнь с таким человеком, как Бен — находящимся в постоянном поиске истины, вечно стремящимся уловить что-то новое, беспрецедентное, обретающим успокоение лишь в непрерывной работе и погоне за идеями. Однажды, будучи в гостях у Бена и Анни в их доме в Сен-Пакрасе, я услышала от хозяйки признание, которое объясняло всё: «А чего ты хотела? С Беном я не скучала ни секунды!»

Анни и Бен © DR

Действительно, в их браке не было места ни штилю, ни скуке. Бен никого не оставлял равнодушным. Его либо любили, либо ненавидели. При этом и те, и другие признавали его огромное влияние на современное искусство.

Несокрушимое эго

Составить список блестящих достижений Бена — задача практически невыполнимая. Его работы можно охарактеризовать как стремление стереть с лица земли прошлое, условности, приличия и лицемерие.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Бен вместе с другими молодыми художниками отважно отвергал все существующие категории искусства, ставя под сомнение само понятие труда. Здесь не было места никаким запретам. Любое событие или его отсутствие в повседневной жизни могло стать предметом искусства. Так родилось художественное движение «Флюксус».

Бен подписывает линию горизонта на Английской набережной в Ницце © DR

Спустя годы, когда его знаменитые послания белым по черному уже украшали многие музеи мира, Бен так говорил о том бунтарском периоде своей жизни: «”Флюксус” передает определенное отношение к искусству. Это движение, подвергающее сомнению искусство, а иногда и все человечество в целом».

Он действительно ни на мгновение не останавливался в творческом поиске. Недаром огромная выставка 2001 года в Музее современного искусства в Ницце носила название «Я ищу истину…». И кто знает, возможно, его послание, написанное 5 июня 2024 года в последние минуты жизни, содержит ту самую истину, которую он наконец-то обрел…

Магазин Бена на улице Тондути-де-Л’Эскарен в Ницце, 1960-е годы © DR

Не одно поколение французов выросло на знаменитых ироничных «подписях» Бена. Неуемное эго заставляло его отправлять бесконечное количество информационных писем как друзьям, так и врагам. Бен всегда поддерживал молодых художников (или как минимум их выслушивал), становясь полюсом притяжения разного рода творцов и безумцев — тех, кто нетерпеливо дрожал от желания сломать барьеры и подвергнуть сомнению весь мир. Примерно за месяц до ухода из жизни Бен провел очередную дискуссию в своей студии на бульваре Сессоль на севере Ниццы. Неудивительно, что ее темой снова и снова было эго. Это самое эго, которое он преподносил под всевозможными соусами, не было ли оно метафорой действия..? Тем самым стимулом, побуждающим нас двигаться вперед, переосмысливать жизнь? Скажу так: Бен не прекращал ворошить муравейник, чтобы разбудить всех тех, кто слишком укрепился в своих убеждениях.

Бен в 2010 году Photo Eva Vautier

Свою самую прекрасную подаренную мне работу Бен украсил надписью «Никогда не знаешь заранее». Удивительно, насколько человек, обладающий сильнейшим эго, ценил и даже лелеял сомнение. Бен понимал, что не следует воспринимать вещи слишком серьезно, и сам он, несомненно, был гораздо более сложной личностью, чем мы представляем.

Дом Бена и Анни в Ницце Photo François Fernandez

Бенжамен Вотье родился в Неаполе в 1935 году. Творчество этого представителя «Школы Ниццы» и одного из основателей международного художественного движения «Флюксус» являет собой сближение и даже смешение жизни и искусства. В основе творческих поисков Бена лежит изучение темы эго и сомнений. Автору интересны и ландшафт, и жесты, и весь мир в целом. Искусство Бена перекликается с леттризмом, новым реализмом, свободной фигуративностью. Международную славу художнику принесли надписи детским почерком с нарочитыми орфографическими ошибками. Сегодня работы Бена входят в крупнейшие французские и мировые коллекции современного искусства (Центр Жоржа Помпиду, Парижский музей современного искусства, Нью-Йоркский MOMA, Музей Людвига в Кельне, Женевский Музей истории и искусств, Центр искусств Уокера в Миннеаполисе и т.д.).

Персональные выставки

  • 2023 «On est tous fous», Музей наивного искусства Анатоля Жаковского, Ницца
  • 2022 «La muerte no existe» (ретроспектива), MUAC, Мехико
  • 2020 «Etre Libre», Домен де Шамаранд, Эсон, Франция
  • 2018 «On peut le faire», Музей современного искусства Fondation du Doute, Блуа, Франция
  • 2016 «Tout est art?», Музей Майоля, Париж
  • 2015 «Ist Alles Kunst?», Музей Тэнгли, Базель, Швейцария
  • 2012 «Etre», Замок Мальбрук, Мандерен, Франция
  • 2010 «Strip Tease intégral» (ретроспектива), Музей современного искусства, Лион
  • 2001 «Je cherche la verité», M.A.M.A.C., Ницца
  • 1995 «Ben, Pour ou Contre» (ретроспектива), M.A.C, Марсель
  • 1987 «Ik Ben» (ретроспектива), MuHKA, Антверпен, Бельгия
  • 1975 «Бен Вотье», Галерея Бруно Бишофбергера, Цюрих, Швейцария
  • 1970 «Tout et Rien», Галерея Дэниела Темплона, Париж

Коллективные выставки

  • 2002 «Shopping Art», Тейт, Ливерпуль, Великобритания
  • 1997 «Il n’y a pas de photos ratées», Европейский дом фотографии, Париж
  • 1982 Музей Стеделийк, Амстердам, Нидерланды
  • 1977 «A propos de Nice», Центр Помпиду, Париж
  • 1972 Documenta V под руководством Харальда Зеемана, Кассель, Германия
Показать больше
Back to top button